ВАТАНЫМ
Об обществе
Правление
История
Программы
ТАТАРСКИЙ МИР
О газете
Структура
Архив
Редсовет
ВОСТОЧНЫЙ СВЕТ
О журнале
Структура
Архив
Редсовет
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПАРТНЕРЫ
АВТОРЫ
ПОДПИСКА

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАПОЛИТИКИ ЗА РУБЕЖОМ

Демидов А.А., Комарова Т.С.


Общество знаний, человеческий капитал – политико-экономические понятия, отражающие те радикальные изменения, которые произошли в экономике, образовании, культуре за последние десятилетия. Изменения эти произошли под влиянием информационной революции, в результате которой радикально изменились восприятие мира, объёмы информации, методы её обработки, передачи, сохранения, анализа и распространения, – то есть всего того, что сегодня называется короткой аббревиатурой – ИКТ. В этих условиях информация превратилась в товар и приобрела качества товара – стоимость, привлекательность, производительность (и механизмы производства), управляемость и многое-многое другое, что является уже не столько функцией знаний, сколько функцией торговли.

Уважительное отношение человечества к знаниям долгое время выводило информацию из-под критики, и с точки зрения вредности для человечества она не рассматривалась, но со временем наносимый урон достиг такого уровня, что не замечать его более стало невозможно. Прошла первая эйфория, и стало очевидно: наряду с мощными положительными эффектами информационно-коммуникационных технологий, а точнее, механизмами распространения информации, существуют не менее мощные отрицательные влияния.

Поскольку в России история развития информационного общества несколько отличалась от Запада, стоит заметить, что когда в России говорят об ИКТ, то в виду прежде всего имеют компьютер и пресловутое «электронное правительство», тогда как на Западе к этому понятию относятся, в первую очередь, телевизор, видео, DVD, видеоигры, компьютерные игры, компьютер/коммуникатор, мобильный телефон, музыка, iPad и прочие гаджеты.

Однако проявилось это не сразу, и исследования, направленные на выявление наносимого урона, едва ли насчитывают сорок лет. Первоначальные исследования проходили преимущественно в сфере исключительно медицинской и психологической, впоследствии они расширились и перешли на социальную и идеологическую. Первые исследования стали проводиться в США и Великобритании, затем в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Франции и Германии.

Какие угрозы ИКТ были выявлены западными учёными в результате исследований? Разрушение семьи, физические (в том числе ожирение), умственные и психические расстройства, девиантное поведение, интернет- и иная информационная зависимость, сексуальная агрессия, психическое и физическое насилие.

Отдельно ставится в вину информационно-телекоммуникационным технологиям негативное влияние на сохранение и развитие универсальных регуляторов социальных отношений в их логических парах: нравственности и этики; обычаев и традиций; веры и религии; права и ответственности.

Приходится констатировать, что западные педагоги, психологи, медики и юристы значительно лучше нас успели исследовать эту проблему и начали вырабатывать систему мер, тогда как наши системы здравоохранения и образования, культуры и коммуникации пока ещё мало осознают опасность происходящего.

Если набрать любое словосочетание типа «влияние телевизионной агрессии на детей», в англоязычном сегменте Интернета всплывёт около 2 500 000 сайтов, преимущественно медицинского и воспитательного характера. В российском же сегменте Интернета размещено около 90 000 сайтов, преимущественно с переводными материалами или с публикациями околополитического толка с уклоном в националистический или шовинистический сегмент политических отношений.

Возвращаясь к опыту зарубежных стран в рассматриваемой области, необходимо констатировать, что система мер была направлена в основном против телевидения. Наиболее полно негативные последствия его описал в своей книге «С дистанционным управлением: Как телевидение наносит вред нашей жизни – и что мы можем с этим поделать», вышедшей в издательстве Vermilion Press в 2005 году, английский психолог и врач Арик Сигман1.

В частности, он отмечал, что в среднем мы проводим четыре часа в день перед телевизором. Это – больше, чем мы тратим на все остальные действия, кроме работы и сна. В возрасте шести лет английский ребёнок уже провёл целый год перед телевизором. Более того, с телевидением по силе воздействия может сравниться только религия. Исследования на национальном уровне велись в нескольких университетах США. В частности, они показали, что 4 из 10 младенцев смотрят телевизор с 3 месяцев и 90% регулярно смотрят телевизор, DVD или видео. 29% родителей дают своим детям смотреть фильмы. Основной причиной, почему они кладут детей перед телевизором, они называют образовательную2.

Академия американских педиатров констатировала: «Влияние телевидения на детей является функцией времени, которое они проводят перед телевизором, и кумулятивного эффекта от того, что они видят. К тому времени, когда средний человек достигает возраста 70 лет, он тратит в совокупности приблизительно от 7 до 10 лет на просмотр телевизора3. Таким образом, пассивный характер телевидения может вытеснять другой, более активный и значимый опыт. Для некоторых детей мир, показанный по телевидению, становится реальным миром»4.

Телевидение влияет на наше физическое, психологическое и социальное здоровье очень разрушительными способами. Как отмечалось в исследовании Сигмана, телевидение приводит к ожирению5. Ожирение у детей, проводящих время у телеэкрана, развивается в два раза быстрее. Ребёнок сжигает меньше калорий, когда смотрит телевизор, чем если бы он просто сидел без дела. Наряду с избыточным весом, телевидение вызывает психические расстройства6, склонность к диабету, сердечным приступам и раку7. Таким образом, ослабление зрения, которое выдвигают в качестве главной угрозы российские авторы, пишущие на эти темы, является наименьшим из всех зол.

Телевидение вредит развитию ребёнка, нанося ущерб способности к обучению, и препятствует успехам в учёбе, оно непосредственно связано с ростом числа детей с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ). Так, например, представители Массачусетского университета (США), исследовавшие детей с диагнозом СДВГ, констатировали факт, что в 1975 году таких больных в США было всего 150 000, а к 2005 году стало 2 500 000 человек.

Новозеландские специалисты, обследовавшие в течение длительного времени 1000 человек, выявили следующую закономерность: подростки, смотревшие телевизор в возрасте 13–15 лет, имеют проблемы с окончанием школы. Дети, смотревшие телевизор в возрасте 5–11 лет, как правило, имели проблемы с поступлением в университет8. При этом надо понимать, что телевидение (как показали итальянские исследования) – бич и без того обездоленных семей – тех, у кого низкий социальный статус9.

Если телевизор в семье работает в фоновом режиме, у ребёнка наблюдается торможение в развитии речи: телевизор не должен мешать ребёнку слышать пение матери и разговоры членов семьи.

Во время длительных просмотров воображение ребёнка отключается! Немецкий педиатр Петер Винтерштайн (Peter Winterstein) более 17 лет изучал рисунки пяти-шестилетних детей и обнаружил: чем больше времени они проводят перед экраном, тем меньше деталей на их рисунках и в целом они менее выразительны и объёмны. У самых заядлых телеманов нарушены пропорции рисунка, он кажется схематичным, неживым10. Учёный утверждает: вред, наносимый психическому развитию маленького ребёнка телевизором, сопоставим с вредом от курения во время беременности!

Телевидение – причина половины всех насильственных преступлений. Такие страны, как Бутан, с появлением телевидения захлестнула волна преступлений с применением насилия. Ссылаясь на результаты исследования, опубликованного в «Журнале Американской медицинской ассоциации», Сигман говорит, что если представить себе гипотетически, что телевизионная техника никогда не была бы разработана, сегодня в США было бы на 10 000 убийств меньше ежегодно, на 70 000 меньше изнасилований и на 700 000 меньше криминальных нападений.

Исследования доказали, что особенно влиянию агрессивных телевизионных передач подвержены дети младшего возраста – до 4-х лет они не различают реальность и вымысел. При этом, по данным исследований Пайка и Комстока11 (1994), наибольшее влияние на детей оказывают агрессивные виды спорта, фильмы и новости (расположены в порядке убывания).

Справедливо и обратное: фильмы социальные оказывают положительное влияние на детей12. Исторически сложилось так, что телевизионные программы агрессивного характера на самом деле привлекают меньше зрителей, чем другие программы13. Но, несмотря на это, рекламодатели ценят именно агрессивные передачи, так как они привлекают молодых зрителей в возрасте 18–34 лет. Эта возрастная группа весьма ценна для рекламодателей, поскольку, чтобы убедить потребителей более старшего возраста, требуется больше средств. Во-вторых, агрессивные программы являются менее дорогими для рекламодателей по сравнению с программами, где нет насилия, с точки зрения затрат на тысячу зрителей в возрастном диапазоне 18–49 года14.

В последние годы одним из уронов, наносимых телевидением, западными исследователями называется внедрение ложных стереотипов. Применительно к детскому сознанию, Сигман отмечает тот факт, что в телевизионных драмах дети в разведённых или разделённых семьях изображаются счастливыми и хорошо приспособленными. Но, говорит он, люди, которые прошли через реальность развода, знают, что это не так. Долгосрочные исследования о последствиях развода для детей рисуют совсем другую картину.

Телевидение также внушает, что образ стройной молодой женщины, делающей карьеру, предпочтительнее матери, которая заботится о своих детях. Таким образом, телевидение вводит дискриминацию подавляющего большинства матерей. Разрушая статус матери, телевидение преуменьшает важность детей в нашем обществе. Идеи Сигмана развил доктор Брэд Бушман (университет штата Айова), который указывает на тот факт, что появление на TV образа агрессивной женщины в последние десятилетие способствовало повышению женской агрессивности в обществе.

Сигман утверждает, что телевидение используется как инструмент социального контроля и техники: методы рекламы используются не только во время рекламных пауз и не только для продажи товаров – они также применяются для управления нашими мыслями и чувствами.

Свидетельством того, что Сигман нащупал болевые точки ИКТ, стал тот факт, что в СМИ началась целая кампания против учёного.

Эта книга стала результатом работ, ведущихся достаточно давно, но начатых не ранее 1990-х. Первые крупномасштабные национальные исследования, посвящённые роли СМИ в жизни детей, малышей и дошкольников, были проведены в 2003 году15. Во всяком случае, отмечалось, что в 2001 году их не было точно16.

Однако если вред, наносимый телевидением осознаётся, то вред, наносимый компьютером или другими медиа – не очень. Дотошные американцы и тут провели исследования и определили, как оценивают родители возможности компьютера по сравнению с другими СМК.

Мнения родителей о том, что средства массовой информации в основном помогают/мешают обучению детей:

 

В основном помогают

В основном мешают

Нет ощутимого влияния

Использование компьютера

72%

5%

12%

Просмотр телевизора

43%

27%

21%

Воспроизведение видеоигр

22%

40%

27%

Таким образом, очевидно, что компьютер в глазах родителей в первую очередь – средство обучения, тогда, как телевизор – средство развлечения.

Кроме того, компьютер не так широко используется родителями, как телевизор. Около половины (48%) всех детей до шести лет использовали компьютер в период от четырёх до шести. Те, кто использует компьютер, тратят в среднем чуть более часа. Более половины всех детей в этой возрастной группе (56%) использовали компьютер сами по себе (не сидя на коленях у родителей); 64% знают, как использовать мышь и нажимать кнопку; 40% могут загрузить CD-ROM сами, а 17% могли отправить письмо с помощью родителей. Четверть детей от нуля до трёх лет использовали компьютер, не сидя на коленях у родителей (27%). Надо сказать, что данное исследование американских учёных является одной из наиболее последовательных работ по выяснению влияния информационных технологий на маленьких детей. Ещё совсем недавно можно было утверждать, что не существует систематических опубликованных исследований о количестве и характере использования компьютеров, Интернета или интерактивных игрушек очень маленькими детьми»17.

По воле родителей, под влиянием семьи информационные технологии входят в жизнь младенцев, подчас в первые месяцы жизни, и с ростом ребёнка их влияние расширяется и становится всё более устойчивым и мощным. На первый взгляд, компьютер играет в общей совокупности информационных технологий не первостепенную роль, но он представляет реальную угрозу, разрушая социальные связи и подменяя их виртуальными. Плюс обычное воздействие, которое свойственно всей экранной технике.

Рассматривая проблему ИКТ в жизни детей, мы совершенно не касались одного-единственного случая, когда ИКТ (конкретно компьютер) является жизненно важным ключом к существованию и развитию ребёнка: это категория слепо-глухих, где компьютер выполняет функцию почти единственной связи с внешним миром в буквальном смысле, а также в случаях, когда малыш лишён других возможностей познавать мир и контактировать с окружающими.

Как бороться с этим злом? Существуют правовые рычаги. Но... деньги, которые стоят за СМИ, позволяют быстро найти лазейки даже в самом совершенном законе.

В мире сложилось несколько практик противостояния разрушающему действию ИКТ.

Первая практика – индивидуальное противостояние.

Вторая практика – выработка рекомендаций и их продвижение в жизнь различными ассоциациями.

Третья практика – создание общественных фондов, финансирующих исследования, формирующих общественное мнение, выкупающих рекламное время.

Четвёртая практика – медиаобразование.

Пятая практика – правовое регулирование.

Для реализации всех этих практик задействуются совершенно различные механизмы. Некоторые применимы и в нашей стране, некоторые – нет. Вместе с тем полезно посмотреть на тот опыт, который имеется.

Первая практика – индивидуальное противостояние. Весьма распространенное явление, когда родители не допускают ребёнка к просмотру телевизора, компьютера и проч. К этому же механизму относятся индивидуальные протесты, письма. Очень часто индивидуальное противостояние переходит во вторую практику – образование ассоциаций.

Вторая практика – выработка рекомендаций и их продвижение в жизнь различными ассоциациями. Очень много сделали в этом направлении Педиатрические ассоциации, Общества психологов, Объединения родителей Австралии, Канады, США и Франции. Пожалуй, это наиболее разнообразная и богатая опытом практика. Она имеет множество разновидностей. Во-первых, ассоциации могут объединять родителей, во-вторых – профессионалов разных отраслей, главным образом, в нашем случае, медицинских, в-третьих – представителей медиасферы.

По словам представителей Родительского телевизионного совета (PTC), одним из часто задаваемых вопросов на вебстранице PTC является: «Могут ли мои письма и телефонные звонки в корпорацию изменить ситуацию?» Вот их ответ: «Да, PTC был свидетелем случаев, когда корпорации прекращали рекламу и производили изменения первую очередь из-за телефонных звонков и писем наших членов Продолжайте! Корпорации должны вас слушать, так как зависят от рекламы, а вы – потребитель рекламы»18.

Другой пример – деятельность американских педиатров. В девяностые годы (1990-1999) Американская академия педиатрии (AAP) опубликовала пять хорошо проработанных политических заявлений, относящихся к средствам массовой информации:

  • «Медиаобразование» (Комитет по вопросам государственного образования, 1999);
  • «Влияние рок-музыки и текстов песен: Музыкальные видео о детях и молодёжи» (Комитет по коммуникациям, 1996);
  • «Медийное насилие» (Комитет по коммуникациям, 1995c);
  • «Сексуальность, контрацепция и СМИ» (Комитет по коммуникациям, 1995a);
  • «Дети, подростки и реклама» (Комитет по коммуникациям, 1995b);
  • «Дети, подростки и телевидение» (Комитет по коммуникациям, 1995d).

В этих исследованиях предлагался чёткий план действий, с разъяснением, что должны делать родители и что должен делать врач, чтобы предотвратить угрозы негативного развития событий. В целом позиция Ассоциации американских педиатров сводится к тому, что использование информационных технологий, главным образом телевизора и компьютера, детьми до двух лет необходимо запретить. Отдельные учёные Америки считают, что запрет должен распространяться на детей младше трёх лет19.

В июле 2000 года группа из шести основных профессиональных медицинских организаций (Американская академия педиатрии, Американская академия детской и подростковой психиатрии, Американская психологическая ассоциация, Американская медицинская ассоциация, Американская академия семейных врачей и Американская психиатрическая ассоциация) выпустила совместное заявление о последствиях для детей воздействия насилия СМИ.

Представители медийной сферы также объединены в различные организации. Показателен, например, опыт канадской некоммерческой организации «Детские рекламодатели обеспокоены» (Канада), созданной в 1990 году и объединяющей таких владельцев брендов, как Coca-Cola, McDonald's, Kellogg's и Nestle. На протяжении более пятнадцати лет организация представила ряд образовательных программ для детей на такие темы, как борьба с употреблением наркотиков, чувство собственного достоинства, борьба с издевательствами, медиаграмотность. Для показа этих передач в эфире используется донорское телевизионное время. Организация поддерживает передачу «TV и Я» для использования в школах и дома. Это рассматривается как основная задача организации: «Мы должны воспитывать детей так, чтобы они имели навыки критического мышления и были в состоянии интерпретировать и понимать СМИ, сообщениям которых они подвергаются прямо или косвенно... Мы также считаем, что наша обязанность обеспечить, чтобы дети были грамотны и способны критически мыслить о том, что они видят и слышат»20.

Третья практика – создание общественных фондов, финансирующих исследования, формирующих общественное мнение, выкупающих рекламное время.

Австралийский исследовательский альянс для детей и молодёжи (ARACY) является национальной некоммерческой организацией, работающей над созданием лучшего будущего для детей и молодёжи Австралии. Основная идея организации следующая: «Несмотря на то, что Австралия является богатой, развитой страной, многие аспекты здоровья и благополучия наших молодых людей сокращаются». ARACY был сформирован, чтобы обратить вспять эти тенденции путём предупреждения и решения основных проблем, влияющих на детей и молодёжь.

Национальная ассоциация спорта и физического воспитания (NASPE)21 входит в Американский альянс по вопросам здравоохранения, физической культуры, отдыха и танцев (AAHPERD). NASPE является самым крупным из шести национальных AAHPERD ассоциаций. Это некоммерческая организация, объединяющая более 25 000 профессионалов, специализирующихся в сфере физической культуры. NASPE является единственной национальной ассоциацией, занимающейся укреплением базовых знаний о спорте и физической культуры среди профессионалов и широкой общественности.

Четвёртая практика – медиаобразование.

Новым направлением, которое всячески продвигается общественными медицинскими организациями и представителями медиасферы, является медиаобразование. По определению ЮНЕСКО, «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно даёт возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и "пожизненного" образования»22.

В России данное направление активно исследуется и внедряется целым рядом коллективов преподавателей и учёных, среди которых можно отметить научную школу «Медиаобразование и медиакомптентность» под руководством А.В. Федорова (Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова), лабораторию медиаобразования и ТСО Российской Академии образования образования (зав. лаб. Е.А. Бондаренко) и др. Подробнее о медиаобразовании в России можно узнать, познакомившись с ключевыми ресурсами http://edu.of.ru/mediaeducation, http://edu.of.ru/medialibrary и http://www.mediagram.ru.

Пятая практика – правовое регулирование.

В определении насилия, используемом в Национальном исследовании телевидения насилия, подчёркиваются три элемента:

  1. намерение причинить вред,
  2. физическая природа вреда,
  3. участие живых существ.

Вот фактическое определение: «Насилие определяется как любое открытое изображение реальной угрозы применения физической силы или фактического использования такой силы, предназначенные для физического вреда одушевлённому существу или группе существ. Насилие также включает некоторые изображения физически вредных последствий "против" одушевлённого существа или группы, которые возникают в результате невидимых насильственных действий. Таким образом, есть три основных типа насильственных изображений: реальные угрозы, поведенческие акты и вредные последствия этого определения... Изображения, классифицированные как насильственные, представляют реальную физическую агрессию, направленную против жизни существ. Такие физические действия лежат в основе любой концепции насилия и ограничивают наше определение типа изображения (включая, например, вербальную агрессию, которая может запугивать)» (Национальное исследование телевидения насилия, 1996, стр. 1-36).

На сегодняшний день выработан следующий перечень мер по ослаблению негативного воздействия. Необходимо отметить, что предложенный перечень в соответствии с договорённостью между обществом, государством и бизнесом должен широко рекламироваться по тем же самым каналам, которые наносят урон.

Следует активизировать усилия для поощрения педиатров и других специалистов, чтобы информировать родителей о влиянии телевидения. Кроме того, должны быть разработаны новые инициативы для содействия участию родителей в обучении своих детей критическому просмотру телевидения23. Отношения между педиатрами, школьными учителями и ассоциацией родителей и учителей может обеспечить ценные ресурсы в этом направлении.

  1. Родители должны поощрять ограничение ежедневных телевизионных просмотров детьми – не более чем от одного до двух часов в день. Кроме того, во время текущих посещений педиатры должны консультировать по вопросам влияния телевидения на детей и подростков и предупреждать о важность ограничения телевизионного времени. Родители должны помочь своим детям развивать заменители телевидения, такие как чтение, лёгкая атлетика, физические упражнения и хобби, а также дать им время для творческой игры.
  2. Семьи должны участвовать в выборе программ, которые дети смотрят. Родители должны смотреть телевизор вместе со своими детьми, чтобы помочь интерпретировать им то, что они видят. Спорные вопросы или программы с интенсивным эмоциональным контекстом могут дать возможность наладить диалог родителей и ребёнка. Родители должны воспользоваться преимуществами программ высокого качества, предлагаемых для просмотра на видеокассетах.
  3. Педиатры должны продолжать оказывать поддержку детскому телевизионному Закону 1990 года. Закон предусматривает трансляцию детских программ высокого качества, в частности, некоторых учебных программ для детей, а также ограничение количества рекламного времени во время программ для детей.
  4. Педиатры должны продолжать призывать к ответственности за сексуальные изображения в средствах массовой информации.
  5. Педиатры должны поддерживать усилия по ликвидации рекламы алкоголя на телевидении, а также поощрять обширную контррекламу24.
  6. Педиатры должны продолжать просвещать родителей и медицинских работников о негативных последствиях телевизионного насилия в отношении детей и подростков и активно присоединяться к дискуссии о стратегии по сокращению количества насилия.
  7. Педиатры должны предлагать модель для родителей и детей по надлежащему использованию телевидения во время визитов к врачу, например, с помощью образовательных видеокассет, путём предоставления соответствующих возрасту игрушек и книг в залах ожидания и путём поддержки зон, свободных от телевидения, в кабинетах и клиниках.
  8. Необходимы дальнейшие исследования влияния телевидения на детей и подростков. Необходимо вступать в коалиции с другими группами, чтобы контролировать и улучшать телевидение для детей.

Это положение описывает возможные негативные последствия для здоровья детей и подростков от просмотра телевидения, такие как насильственное или агрессивное поведение, употребление наркотиков, сексуальная активность, ожирение, а также снижение успеваемости в школе. В дополнение к системе телевизионных рейтингов и V-Chip (электронное устройство для блокирования определённых программ), медиаобразование является эффективным подходом к смягчения этих потенциальных проблем. Американская академия педиатрии предлагает список рекомендаций по этому вопросу для педиатров, родителей и индустрии развлечений.

Одним из результатов реализации Закона о телекоммуникациях 1996 года стала разработка силами неправительственных организацией, занимающихся проблематикой защиты детства и семьи, с участием представителей телеиндустрии, системы рейтингования телепродукции и пропаганды безопасного для ребёнка телевидения.

Рейтингование телепродукции используется в комплексе с применением V-чипа, запрограммированного на блокировку нежелательных телепрограмм. Согласно принятым решениям начиная с 1998 года все выпускаемые телевизоры должны иметь V-чип и в инструкции по применению телевизора родители должны информироваться о целях и процедуре его использования в ходе эксплуатации телевизора.

Оценки категории рейтингования были основаны на сочетании возрастных и содержательных факторов. Эти рейтинги должны помочь родителям определить, что они считают возможным разрешить для просмотра своим детям в их отсутствии. В то же время изначально разработчики рейтингов учитывали и тот фактор, что введение запретительных элементов делает некоторые телепродукты ещё более привлекательными для детей по аналогии с логикой «запретного плода».

В то же время многие критики отметили тот фактор, что созданные механизмы, и социальные, и технико-технологические, вряд ли смогут угнаться за развитием телеиндустрии и её способностью к мимикрии в решении проблем, например, продвижения рекламы в детской среде, когда разговор стоит о возможности получения сверхприбылей и продвижении собственных информационных продуктов и сервисов.

Предложена следующая градация (рейтингование) телепродукции:

  • ТV-Y: для всех детей;
  • TV-Y7: для детей старшего возраста;
  • TV-G: для широкой аудитории;
  • TV-PG: для использования родителями в воспитательном процессе;
  • ТV-14: для ограниченного использования под родительским контролем;
  • TV-MA: для использования только взрослой аудиторией.

Для использования в рейтинговании по категориям TV-PG, TV-14 и ТV-МА разработчики ввели дополнительные индексы. V – для выраженного насилия; S – для явных сцен сексуального характера; L – для ненормативной лексики; D – для интенсивного диалога на «взрослые темы».

Что родители могут сделать?

Родители могут и должны быть эффективными цензорами и авторитетными учителями для ограждения ребёнка от негативных последствий просмотра телевидения в целом и насильственных сцен в частности. Для этого родители должны:

  1. Смотреть телевизор вместе с ребёнком. Совместный просмотр телепередач помимо того, что даёт родителям представление о содержании и качестве предлагаемого для детской аудитории телеконтента и позволяет принять осознанное решение для того, чтобы проголосовать «кнопкой», отключив доступ к сомнительным телепрограммам и тем самым снизив их рейтинг, позволяет по результатам просмотра провести обсуждение увиденного – дать основы медиакритики, критического отношения не к сказке, но к действительности. Совместный просмотр телепрограмм с разъяснением непонятных для ребёнка сюжетов не только даст устойчивый образовательный и воспитательный эффект, но и укрепит эмоциональную связь ребёнка с родителями, позволит повысить авторитет родителей в глазах ребёнка, снизит возможность формирования стереотипного мышления, вызванного массированным воздействием медиасреды и увеличит вероятность положительной социализации.
  2. Нажать кнопку «ВЫКЛЮЧИТЬ», если сюжет или изображение вызывает отрицательные эмоции или влияет на формирование асоциального поведения, но при этом обязательно обсудить с ребёнком причины данного решения. Не стоит просто переключаться на другой канал, так как ребёнок всё равно заметит действие родителей, и может сработать механизм «запретного плода».
  3. Установить предельное время просмотра телевизора. Предлагается не только ограничить его по времени, например, двумя часами в день, но и по содержанию программы, которое должно соответствовать возрасту и психофизическому развитию.
  4. Использовать при просмотре телевизионных программ видеомагнитофон, записывающий компьютер и устройства для выключения звука и видеоряда. Телевизионная программа может быть использована в качестве учебного или воспитательного пособия, элемента электронной библиотеки, к формированию которой ребёнка целесообразно привлекать с раннего возраста для того, чтобы он мог вернуться к созданным им самим или при его участии ресурсам для повторного просмотра, для обсуждения сложного для понимания ребёнка вопроса. Устройства нужны и для исключения из контента телепродуктов рекламного содержания.
  5. Поощрять детей к критическому отношению к просматриваемой передаче – формировать медиакритику с раннего возраста. Например, говоря о сценах насилия на телевидении, в новостях и в сказке, можно и нужно прививать детям правильное понимание необходимости альтернативно оценивать происходящее. Родители могут и должны указать на различия между фантазией и реальностью при изображении насилия. Они также могут помочь детям понять, что в реальной жизни насилие – «это не смешно» и относится к категории «плохо». Именно активное обсуждение жизненных ситуаций на экране позволит не только сформировать у ребёнка критическое отношение к медиапродукту, стать критичным зрителем25, но и повысит информационную и правовую культуру и детей и самих родителей.


Предлагаемый материал подготовлен авторами в рамках реализации Программы «Воспитание и образование детей младшего возраста» и с учётом предстоящего вступления в силу с 1 сентября 2012 года Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Примечания

1. Sigman A. Remotely Controlled. How television is damaging our lives – and what we can do about it. Vermilion Press, 2005. 368 p.

2. http://www.nationalacademies.org/bocyf/children_and_computer_tech.html

3. Strasburger V.C. Children, adolescents, and the media: five crucial issues // Adolesc Med: State of the Art Rev. 1993; 4:479-493.

4. Gerbner G. Children's television: A national disgrace // Pediatr Ann. 1985; 14: 822-827.

5. Addressing childhood obesity: the evidence for action. Canadian Institutes of Health Research [Evidence report January 12, 2004].

6. Waddell C., Hua J.M., Garland O, De V Peters R., McEwan K. Preventing Mental Disorders in Children: A Systematic Review to Inform Policy-Making // Canadian Journal of Public Health. 2007; 98(3): 166-173.

7. Hancox R.J., Milne B.J., Poulton R. Association of television during childhood with poor educational achievement // Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. 2005; 159 (7): 614-618; Paavonen E.J., Pennonen M., Roine M. Passive Exposure to TV Linked to Sleep Problems in Children // Journal of Sleep Research. 2006; 15:154-161; Christakis D.A., Zimmerman F.J., DiGiuseppe D.L., McCarty C.A. Early television exposure and subsequent attentional problems in children // Pediatrics. 2004; 113 (4): 708-713; National Dissemination Center for Children with Disabilities, 26th Annual Report to Congress, US Department of Education, 2005.

8. Национальный центр биотехнологической информации.

9. Use of television, videogames, and computer among children and adolescents in Italy

10. Kinder- und Jugendarzt, 2006, vol. 37.

11. Paik H., Comstock G. The effects of television violence on antisocial behavior: A meta-analysis // Communication Research, 21. 1994. 516-546.

12. Poulos R.W., Rubinstein E.A., Liebert R.M. Positive social learning // Journal of Communication, 25.1975. 90-97.

13. Hamilton J.T. Channeling violence: The economic market for violent television programming. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1998.

14. The Impact of Violent Television Programs and Movies. Dr. Brad Bushman, Associate Professor, Psychology, Iowa State University

15. Bickham D.S., Vandewater E., Huston A., Lee J., Caplovitz A., Wright J. Predictors of Children's Electronic Media Use: An Examination of Three Ethnic Groups //Media Psychology, Vol. 5, №. 2, 2003, pp. 107-138.

16. Anderson D., Evans M. Peril and Potential of Media for Infants and Toddlers // Zero to Three, October/November 2001, pp. 11, 14.

17. Anderson, D., Evans M. Peril and Potential of Media for Infants and Toddlers, Zero to Three, October/November 2001, pp. 11, 14.

18. http://www.parentstv.org/PTC/faqs/main.asp

19. http://www.rch.org.au/ccch/media.cfm?doc_id=10743

20. ОАС, 2004, стр. 20.

21. www.aahperd.org

22. Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p. 273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p. 152.

23. Singer D., Kelly H. B. Parents, Children and TV. Columbus, OH: National PTA, Highlights for Children; 1984; TV Ontario. Television & Your Children. Ontario, Canada: TV Ontario; 1985.

24. American Academy of Pediatrics, Committee on Adolescence. Alcohol use and abuse: a pediatric concern //Pediatrics. 1987; 79:450-453; American Academy of Pediatrics, Committee on Communications. The commercialization of children>s television // Pediatrics. 1992; 89:343-344.

25. Television Violence: Content, Context, and Consequences. ERIC Digest.



Оглавление

COPYRIGHT © 2005-2014 | сопровождение сайта www.astramarketing.ru
Рейтинг@Mail.ru