ВАТАНЫМ
Об обществе
Правление
История
Программы
ТАТАРСКИЙ МИР
О газете
Структура
Архив
Редсовет
ВОСТОЧНЫЙ СВЕТ
О журнале
Структура
Архив
Редсовет
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПАРТНЕРЫ
АВТОРЫ
ПОДПИСКА

СТРАНА ФЕЙ И ЭЛЬФОВ

Светлана Горохова


Кельтский дух витает в воздухе Ирландии. Но, чтобы его ощутить, надо выехать из Дублина. На севере или на западе острова вы попадаете в раннее средневековье. Брошенные сторожевые башни, дольмены, загадочные камни с кельтскими рунами, скала Мохера, с которой эльфы уплывали на Запад... Всё здесь полно фей и эльфов. И ты сам немного становишься волшебником...


Как рассказывает туристский буклет, Ирландия (Ireland, Eire) – небольшая страна в западной части Европы. С юга, запада и севера она омывается Атлантическим океаном, а с востока – Ирландским морем, которое отделяет Ирландию от Великобритании.

Страна делится на четыре области, которые в свою очередь подразделяются на 31 графство. Шесть из них находится под юрисдикцией Великобритании.

Крупные города: Дублин (Dublin), Корк (Cork), Голуэй (Galway), Лимерик (Limerick). Численность населения достигла 4 миллионов человек и продолжает расти за счёт мигрантов из Польши и Прибалтики, преимущественно Литвы. В Дублине сегодня 1,1 миллиона жителей.

Официальные языки: английский и ирландский, или гэльский (gaelic). На ирландском продублированы названия улиц, ирландский язык изучается в школе, но как основной используется только на западе страны. Основная религия – католицизм. Денежная единица – евро.


ТАРА – ХОЛМ ДРЕВНИХ КОРОЛЕЙ

Тара (Темра) – место для ирландцев священное. Пожалуй, в мире мало найдётся мест, где так бы ощущалась магия времени, усиленная магией власти.

Возвышенность у реки Войн (ирл. Teamhair па Rf – «Холм королей») была древней столицей верховных королей Древней Ирландии (до XII века). Не в Дублине, а здесь находилась – и сегодня находится – вечно юная душа Ирландии.

Вообще долина реки Бойн, без сомнения, является самым исторически насыщенным местом острова. Здесь расположены важнейшие памятники истории и культуры – Ньюгрейндж и Ноут, захоронения, относящиеся к периоду неолита (около 2500 лет до н.э.).

Река Бойн считалась главной рекой Ирландии. Богиня этой реки была женой Дагда – Доброго Бога.

Именно здесь появились первые неолитические поселения. В долине Война происходило множество событий, повлиявших на судьбы Ирландии, но, пожалуй, главным было одно: в 1688 году король Англии католик Яков II был свергнут и его сменила на троне дочь-протестантка Мария и её муж Вильгельм Оранский. Намереваясь вернуть корону, Яков искал поддержки ирландских католиков и бросил вызов Вильгельму в Олдбридже у реки Бойн, западнее Дрохеды. Сражение произошло 1 июля 1690 года. Плохо обученные силы Якова, 25 000 французов и ирландских католиков, встретились с закалённой армией Вильгельма, состоявшей из 36 000 французских гугенотов, голландцев, англичан и шотландцев.

Протестанты победили, и Яков бежал во Францию, а сражение ознаменовало приход к власти в Ирландии протестантов. Начались гонения на католиков, конфискация их земель, что определило судьбу страны на ближайшие 300 лет. Некоторые последствия этой битвы до сих пор влияют на ирландскую историю.

Тара, Информационный центр

Информационный центр музея Тары, расположенный в церкви

Археологические раскопки показали, что Тара, как реальное сооружение, появилась в период доисторический, в эпоху позднего неолита или раннего Бронзового века (примерно в начале второго тысячелетия до нашей эры), и в исторический период уже была заброшена.

Тем не менее, Тара как символ сохранилась в Новое время. «И в сагах, и в анналах, и в житиях ирландских святых – повсюду постоянно встречаются упоминания Тары как символа легитимности власти, как крепости, которую нельзя взять, потому что её уже нет. Этот мистический "град" веками был скрыт в недрах вполне реальных холмов графства Мит и недоступен был никаким завоеваниям.

Поэтому, может быть, Ирландия сумела выстоять и выдержать двенадцать веков рабства и угнетения (национального, культурного, религиозного, экономического)» – писал в 1904 году о Таре Г. Афанасьев, русский историк. Вокруг этого холма собирались восставшие в 1641 году, там был лагерь повстанцев и в 1798.15 августа 1843 года по призыву Дэниэла О'Коннела к холму Тары пришли миллион человек.

Уильям Уайльд, известный антиквар, отец Оскара Уайльда, написал книгу о путешествии по реке Бойн и её притоку Блэкуотер.

Тара, чьи мистические насыпные земляные холмы образуют этот романтический вид, – место, в воображении людей оживляющее кельтские мифы и предания. Необычность памятников заставляет относить их к разряду божественных.

Ранние исторические записи Ирландии относятся к седьмому веку. О Таре упоминается и в поэмах, и в житии св. Патрика, а также в летописях. Значение Тары как священного символа и её очарование для древних летописцев подтверждается громадным количеством документов и материалов, связанных с ней в средневековый период. В этих материалах смешаны мифы, легенды и исторические факты, которые нелегко отделить.

Говорят, что холм Тары видел 142 короля в пред- и исторические времена. В ранний христианский период Тара была политическим и религиозным центром Ирландии. Сам святой Патрик, как говорят, посетил Тару.

Учитывая число памятников, которые выходят за границы холма, таких как Рэт Мив на юге и Рэт Лаф на востоке, Тара являлась в большей степени не только ритуальным, но и жилым комплексом Отсюда шли, по преданию, пять больших дорог: Слига Мидлуахра, Слига Асейл, Слига куалан, Слига Дала и Слига Мор. Дороги, по преданию, возникли, чтобы отметить рождение знаменитого правителя Конна Сто Битв – легендарного мифического короля Ирландии.

Эти дороги шли через всю Ирландию. Число дорог, сходящихся в Таре, совпадает, однако действительно ли это те самые дороги древности, сказать трудно.

Тара

Над Тарой очень часто висит дождевая завеса, он от этого место приобретает особую значительность. Несмотря на небольшую высоту самого холма, он позволяет увидеть окрестности на много миль вокруг, как будто ты находишься во впадине. Эффект, напоминающий Голландию.

Замечательно в Таре устройство и расположение покоев дворца. Окружённый семью рядами валов, дворец состоял прежде всего из главного, так называемого «Медового покоя», и четырёх других по странам света, символизировавших четыре главных королевства. Расположение внутри центрального покоя повторяло эту схему, отводя места представителям четырёх королевств вокруг возвышения для верховного правителя. В центре покоя располагались пять королей.

Кардинальное для всякой космологии понятие центра, axis mundi, олицетворялось именно камнем Фал, с которым неразрывно связывалась законность и освященность королевской власти над островом. Начало же Тары связывается с мифическим правителем Фир Волг, Эохайдом.

Интересны легенды о происхождении названия Тары.

«Темайр, Друим Каин, Лиатдруим, Катайр Крофинд, Друим Декин – вот пять названий Тары.

Темайр, говорил Амаргин, иначе крепость Tea, дочери Лугайда, сына Ита, что была женой Гейде Оллготаха. Когда был он королём, слаще звуков арфы казался каждому в Ирландии голос другого, ибо воистину велики были в ту пору между ирландцами доброта и дружество. Оттого-то и почитаются валы Тары больше всех прочих, что был здесь первый уговор между мужчиной и женщиной в Ирландии – между Tea, дочерью Лугайда, и Гейде Оллготахом.

Иначе же Темайр, Тейпемур – валы Тепе, дочери Вахтера, короля Испании, что жила с Кантоном, сыном Катменна, короля Британии, пока не умерла вместе с ним. Гейтиурун, идол бриттов, был отдан ими в поручительство за то, что воротится она в Испанию живая иль мёртвая. Оттого-то после смерти и перевезли туда её тело, а вокруг могилы насыпали вал — Тейпемур. Увидела его Tea, жена Эремона, та, которой, когда прибыли они в Ирландию, были отданы все холмы, что только пришлись ей по нраву. И повелела она возвести на холме Темайр валы такие же, как у Тепе, и похоронить себя там. Потому и говорится "Темайр".

Или иначе: "Темайр" от греческого слова "теморио", что по-латински значит "конспицио" ("окинуть взором, увидеть")...»

Несомненно одно – Тара была местом коллективных священных обрядов. Согласно новой теории Тара была древней столицей королей Атлантиса.

Официальные раскопки в 1950-х годах обнаружили круги отверстий от столбов, указывающих на сооружение здесь важных зданий.

В начале XX столетия группа израильтян приехала в Тару с убеждением, что Ковчег Завета был погребён здесь. Увы, они нашли только несколько римских монет.

Со всеми этими историями можно познакомиться в Информационном центре комплекса, где собраны материалы о богатой истории Тары. Он расположен в церкви, сооружённой в 1823 году на месте древнего храма, построенного до 1212 года госпитальерами. Только после этого начинается посещение Тары. Надо пройти через необычную калитку, устроенную таким образом, чтобы не могли убежать овцы. Затем экскурсионная группа направляется к гробнице Каменного века – так называемому Холму Заложников, и к городищу железного века. Непосвящённому глазу это кажется простыми углублениями и покрытыми травой холмами. Наиболее чётко виден Королевский овальный форт, в центре которого стоит Кормак-хаус с «Камнем судьбы» (Liath Fail).


Камень Судьбы

Камень Судьбы


ЛИА ФАЛ – КАМЕНЬ СУДЬБЫ

Монумент, располагающийся на Королевском холме (Forradh), – наиболее известный из памятников Тары. Это древнейший ирландский коронационный камень. Его называют Камнем судьбы. Лиа Фал был брошен здесь, согласно преданию, богоподобным человеком – Туатха Де Данаан (Tuatha De Danann) – как один из священных предметов. Лиа Фал в переводе с ирландского означает «светлый, блестящий камень, камень познания, камень плодородия». По камню и страна нередко называлась Долина Фал, или просто Фал.

Споры о том, была ли реальной, и если да, то с какого времени, власть верховных королей Ирландии над страной с её множеством правителей, не имеют отношения к тому факту, что традиция священной королевской власти над островом связывалась именно с Тарой и её правителями, вступившими в сакральный брак с его землёй. По традиции, лишь тот становился правителем, под которым камень громко вскрикивал. Одно из преданий гласит, что этот камень был расколот Кухулином, и потом вскрикнул только тогда, когда на него ступил Кони (первая половина II века), многочисленное потомство которого долго правило Ирландией.

Некоторые историки уверены, что нынешняя гранитная стела в Таре – это настоящий Камень Судьбы, но есть и другое мнение. В Шотландии существует так называемый Скунский Камень. Говорят, что эту плиту перевёз из Тары в город Скун король Фергюс Шотландский. Затем она стала коронационным камнем английских королей в Вестминстере. Считается, что Камень Судьбы служил подушкой ветхозаветному Иакову, когда он видел сон об ангелах и лестнице, ведущей на небеса.

Есть легенда, в которой говорится, что нынешний камень вообще один из четырёх, которые находились на определённых направлениях от Тары, в связи с чем стоит заметить, что холм Тары – древний политический центр Ирландии – вытянут с севера на юг.


Тара с высоты

Так выглядит Тара с высоты. Слева две окружности, в центре одной из них возвышается Камень Судьбы. Посредине - Холм заложников, справа - информационный центр.


ХОЛМ ЗАЛОЖНИКОВ

Холм Заложников – мегалитическая коридорная гробница – старейшее сооружение в Таре. Его возраст около двух с половиной тысяч лет до нашей эры. Странное название памятника произошло из обычая верховных королей, подобно правившим в Таре, удерживать важных особ, относящихся к другим царствующим домам, чтобы обеспечить их подчинение.

Один из легендарных королей из Тары, Ниалл, имел прозвище «Девять заложников», в ознаменование того факта, что он держал заложников из всех провинций Ирландии и из Британии.

Тара, Информационный центр

Посещение Холма Заложников возможно всего несколько раз в году в дни праздников. Внутри, налево от входа, расположена большая декоративная каменная плита.


АББАТСТВО МЕЛЛИФОНТ

Если на автобусе проехать буквально полчаса, то мы попадём совершенно в другой мир.

На берегах реки Матток, в десяти километрах западнее Дрохеды, лежит первый построений в Ирландии цистерцианский монастырь. Меллифонт был основан в 1142 году святым Малахием на земле, подаренной Доннхадом, королём Аргиалла. Малахий помогал монахам, пришедшим с ним из Клерво в Бургундии по благословлению святого Бернара. Святой Бернар способствовал успеху цистерцианского ордена в Европе. Архиепископ ввёл в Меллифонте не только цистерцианскую строгость, но и формальный стиль монастырской архитектуры.

Найдя ирландские условия слишком суровыми, французы скоро вернулись домой, оставив Ирландии в наследство конструкции первых церквей.

Новый монастырь стал примером для других цистерцианских центров Ирландии. Уже в 1150-е годы он имел семь дочерних приходов, а во время норманнского нашествия, то есть двадцатью годами позже, в Меллифонте насчитывалось 300 братьев.

После беспорядков «Меллифонтского заговора» в 1227 году, когда многие монахи были изгнаны, число братии снизилось до 60, а монахов до 50.

В 1539 году аббатство закрыли и превратили в крепость. Вильгельм Оранский во время сражения на Бойне организовал здесь штаб.

Сегодня аббатство лежит в руинах, но восстановить мысленно, как выглядел комплекс в эпоху расцвета, не составляет особого труда.

Церковь аббатства почти не сохранилась. О ней напоминает кладка полуметровой высоты, обозначающая план собора. К ней примыкают два более-менее сохранившихся сооружения. От церкви аббатства начала XIII века, перестроенной в XV веке, остался капитул, в котором внутри прекрасный потолок со сводами и пол, выложенный средневековой глазурованной плиткой. Южнее, за остатками романского клуатра (обходной галереи), стоит здание умывальни из песчанника, построенное в 1200 году. Сюда по подземным трубам подавалась вода из реки Матток. Монахи мыли руки в фонтане перед принятием пищи. Сохранились четыре из восьми сторон постройки, каждая с романской аркой.


Аббатство Меллифонт, галерея клуатра

Аббатство Меллифонт. Галерея клуатра.


МАЛАХАЙД КАСТЛ

Замок Малахайд отстоит от моря на 15 километров и расположен к северу от Дублина.

Он был сооружён Томасом Тальботом в конце XV века на фундаментах, относящихся к XII веку. Его уникальность заключается в том, что он сохранился фактически в первоначальном виде до наших дней.

Семья Тальботов получила замок от короля Генриха II в конце XII века, и он является единственным сооружением, принадлежавшим одной семье на протяжении столь длительного времени (исключая эпоху Кромвеля). Так было вплоть до 1976 года, когда последняя владелица – Роз Тальбот – была вынуждена продать замок по требованию государства, чтобы обеспечить сохранность этого государственного сокровища.

К счастью, интерес к замку проявили и бизнес, и общество, и государство. В результате значительная часть коллекций через аукционы вернулась в замок.

После перестроек Томаса Тальбота был ещё один строительный период в жизни замка – в эпоху Георга III (1760-1820) были осуществлены серьёзные работы. Старые комнаты с гобеленами были превращены в изящные классицистические интерьеры, украшенные стукко (искусственным мрамором), возможно, Ричардом Уэстом.

А знаменитая Дубовая зала была декорирована панелями и фламандскими полотнами на тему Вознесения Богоматери, датируемыми XVI веком.

В этой же зале хранится кабинет, доставшийся в наследство одной из представительниц Тальботов, вышедшей замуж за Босвилла Аухиплека из Шотландии. В 1920-е годы в этом кабинете была сделана одна из самых сенсационных литературных находок – рукопись Джеймса Босвелла «Жизнь Самюэля Джонсона».

Семья Тальбот принадлежала к ярым сторонникам Якова II.

В день сражения у реки Бойн в 1690 году в замке завтракали 14 членов семьи: ни один не вернулся на ужин.

В замке находится собрание портретов, взятых в аренду у Национальной галереи, в том числе портреты семьи Тальбот. В старом кукурузном амбаре открыта модель железной дороги Фрая, созданная в 1920-х годах Сирилом Фраем, местным железнодорожным инженером. На 240 квадратных метрах расположились макеты ирландских поездов, миниатюрных станций, улиц и местных достопримечательностей, таких как река Лиффи и мыс Хоут.

Аббатство Меллифонт, умывальня Замок Малахайд


МЫС ХОУТ

Торговый рыбацкий городок Хоут находится на севере Дублинской бухты.

С огромной каменной массы мыса Хоут открываются прекрасные виды на море. По краю мыса, известного как «нос», бежит тропинка. Недалеко находится маяк Бэйли (1814). К сожалению, основная часть района пострадала в ходе строительного развития.

К западу от города стоит замок Хоут, относящийся к временам нормандцев. Его земли особенно прекрасны в мае и июне, когда цветут рододендроны и азалии.

До островка Айриш-Ай, где гнездятся тупики, от Хоута можно добраться на лодке.


Такие таблички встречают вас на подступах к водопаду Пауэрскорт.

ВОДОПАД ПАУЭРСКОРТ

Река Даргл спускается 130-метровым каскадом по граниту. Это самый высокий водопад в Ирландии.

Среди дикой природы гор Уиклоу сложно поверить, что Дублин находится всего в часе езды. Неприступные горы когда-то надёжно укрывали противников английского правления. В то время как почти весь юго-восток в районе, известном как Пейл, подчинялся английской короне, в горах Уиклоу правили военачальники, подобные О'Тулу. Мятежники, принимавшие участие в восстании 1798 года, тоже искали здесь убежища. Один из их руководителей, Майкл Дуайер, скрывался в холмах у ущелья Салли до 1803 года.

Строительство Военной дороги, начавшееся в 1800 году, сделало район более доступным, но горы всё ещё очень мало населены. Машины не беспокоят прекрасные каменистые долины, зелёный лес и болота, где вереск окрашивает землю в фиолетовый цвет. Добыча торфа всё ещё процветает, и часто можно увидеть торф, наваленный у дороги.

Хотя самый высокий пик не превышает 915 метров, в плохую погоду горы Уиклоу могут быть опасны.

Начать знакомство с северной частью хорошо с деревеньки Эннискерри, словно сошедшей с открыток. Летом она полна туристов, приехавших посетить сады Пауэрскорта. Из Лараха на юге вы легко доберетесь до Глендалоха и Долины Авока, где весной цветут вишнёвые деревья.

Красоту этой нежной долины передал в поэме Томас Мур (1779-1852):

Где сливаются воды в долине,
Где всё тонет в цветах по весне, –
Это райское место отныне
И навеки запомнится мне...

Он говорил о реках Эйвонбег и Эвонмор, так называемом Слиянии вод за Эвондейл-хаус. Среди покрытых деревьями холмов, в сердце долины, находится селение Авока, где вручную производится разноцветный твид на самой старой в Ирландии ткацкой фабрике, действующей с 1723 года.

На севере, ближе к побережью у Эшфорда, река Вартри бежит через глубокую Долину дьявола. На входе в долину река падает с тридцатиметровой высоты в пруд, известный как Чаша дьявола. Отсюда открывается прекрасный вид на побережье.


ГЛЕНАДОУ

Крутые лесистые склоны Глендалоха, «долины двух озёр», скрывают один из наиболее интересных монастырей. Поселение, основанное в VI веке св. Кевином, неоднократно грабили викинги, но оно процветало свыше 600 лет. Спад начался только после того, как английские войска частично уничтожили его в 1398 году, хотя оно продолжало функционировать как монастырь до роспуска монастырей в 1539 году. Паломники посещали Глендалох даже после этого, особенно в день св. Кевина 3 июня.

Возраст зданий не определён, но большинство относятся к VIII—XII векам. Многие были восстановлены в 1870-х годах.

Пройдя немного, вы окажетесь у кладбища с Круглой башней в углу. Тридцатиметровая башня Гленадоу – одна из лучших в стране.

К востоку стоит Крест св. Кевина VIII века, один из хорошо сохранившихся Высоких крестов в Глендалохе. Вероятно, гранитный крест когда-то отмечал границу монастырского кладбища.

Ниже, в покрытой зеленью долине, очаровательное зрелище представляет собой крошечная оратория с острой каменной крышей. Она была воздвигнута в XI веке или даже ранее, и известна в народе как Кухня св. Кевина; возможно, потому, что её колокольня, как считается, построенная позднее, напоминает каминную трубу. Одна из ранних церквей Глендалоха, церковь Св. Марии, стоит на другом конце поля, на западе. Из восточного окна видны следы романского орнамента. По тропе вдоль южного берега реки вы дойдёте до Верхнего озера. Здесь находится ещё одна группа монастырских руин, а также отсюда начинаются маршруты через долину и к заброшенным железным и цинковым шахтам.

В роще, недалеко от водопада Пауланасс, стоят руины Церкви Риферт, простого здания в романском стиле. Необычное название – искаженное Righ Fearta, «место захоронения королей»; возможно, церковь стоит на месте древнего кладбища. Недалеко отсюда с каменистого выступа на Верхнее озеро смотрит Келья св. Кевина, развалившееся строение в форме улья, – как считается, дом отшельника.

На южной стороне озера находятся два памятника, до которых нельзя дойти, но их видно с противоположного берега. Teampall-na-Skellig, «церковь на камне», построена на месте первой церкви, основанной св. Кевином в Глендалохе. Восточнее в холм врезалось Ложе св. Кевина. Эта небольшая пещерка, не больше выступа, вероятно, в Бронзовом веке служила усыпальницей, но более известна как излюбленное убежище св. Кевина. Считается, что здесь святой отверг приставания обнажённой женщины и сбросил её в озеро.

Св. Кевин, потомок королей Ленстера, родился в 498 году. Он отказался от роскоши и выбрал жизнь отшельника в пещере в Глендалохе. Позже он основал здесь монастырь и создал замечательный научный центр, посвященный заботе о больных и переписыванию и украшению манускриптов. За время своей жизни св. Кевин привёл в Глендалох много учеников, но монастырь стал широко известен как место паломничества уже после его смерти (около 618 года).

Немногочисленные факты о жизни святого дополняют красочные легенды. По одной из них он дожил до 120 лет. Согласно другой, однажды, когда св. Кевин молился, чёрный дрозд снёс яичко в его протянутую руку. Святой не шевелился, пока из яйца не вылупился птенец.

Водопад Пауэрскорт Черное аббатство, Килкенни


КИЛКЕННИ

Килкенни, без сомнения, сегодня самый прелестный городок в Ирландии, сохранивший в своих древних стенах многие средневековые постройки, среди которых самые известные – средневековый замок и церковь св. Кэнниса. Килкенни расположен у излучины реки Нор.

Именно на средневековье пришёлся расцвет города. Англо-нормандская семья Батлер в XIV веке фактически стала управлять этим краем и сохраняла свою власть в течение 500 лет.

Килкенни – город пивоваров, это рай для любителей пива. Не считая популярных частных клубов, здесь находится около 80 официальных пабов.

С тех пор как Вильям Маршалл, граф Пембрук, смог заложить на этом месте нормандскую крепость в 1192 году, до того момента, когда над рекой Нор вырос один из самых знаменитых замков Ирландии, прошло много десятков лет. К XIII веку сформировался трапециевидный план замка с закруглёнными башнями.

До наших дней сохранились три из четырёх. Замок отличается от замков Дублина и Лимерика. Четыре стены, за которыми скрываются жилые помещения, связали башни. Это произошло, когда Батлер, граф Ормонд, купил замок в 1391-1392 годах. Династия Батлеров, поселившихся в замке, в Средние века контролировала значительную часть юго-восточной Ирландии. Замок был отличным в этом смысле подспорьем. Единственная успешная атака на него была предпринята Кромвелем в 1650 году. Но вскоре после разорения замок был возобновлён. В 1698 второй герцог Ормонд перестроил весь замок в стиле французского шато.

Килкенни

Центральная улица Килкенни с Домом Рота.

В викторианский период, в 1826 году, замку вернули средневековый вид. Кроме того, была сооружена большая двухсветная галерея с видом на реку Нор по проекту Бенджамина Вудворда, создавшего своеобразный сплав стилей, которым мы и любуемся сегодня. Замок всё ещё возвышается над Килкенни.

Из-за невероятных расходов на содержание в 1967 году потомки передали замок государству за условную сумму в 50 фунтов.

Красивее всех Длинная галерея, построенная в 1850-х годах для художественной коллекции Батлеров. Тонко расписанный потолок передаёт сильное влияние прерафаэлитов, а многие узоры созданы на основе Евангелия из Келлса.

Некоторые картины в замке находятся сегодня в критическом состоянии, что видно невооружённым глазом.

Земли замка на протяжении веков уменьшались, но остались французские классические сады с террасами, выходящими к лесу и паркам.

Если выйти из замка и пересечь центр города, вы окажетесь у собора святого Кэнниса.

Собор Св. Кэнниса

Витражи в соборе Св. Кэнниса.


СОБОР СВЯТОГО КЭННИСА

Маленькая романская церковь в одном из ирландских диоцезов была построена в 400 году, когда святой Киран основал христианский центр в Сейр Киран (графство Офали). Позже центр был перенесён в Агабоэ (графство Лиш), прославленный святым Кэннисом. Прошло 400 лет, прежде чем была возведена круглая башня в 849 году. Она дожила до наших дней. Построенная на очень низком фундаменте, башня достигает в высоту 100 футов.

В 1120, когда Килкенни стал местом пребывания епископа, кресло святого Кирана было перенесено в собор. Под сидением этого средневекового трона находится древний камень, датируемый 400 годом. Кресло до сих пор используется при возведении на престол епископов Осори.

Собор, по-видимому, не был богат и уже не мог соответствовать интересам растущего населения и амбициям нового норманнского города. Поэтому была начата перестройка. Но те работы, которые затеял епископ Хью де Мапилтон в 1202-1218 годах, ничуть не напоминали вздымающиеся вверх своды, как этого требовали законы жанра. В период, когда все романские церкви разрушались, а их порталы и аркады использовались во вновь строящихся на их месте готических соборах, наша сохранила многие черты более ранних сооружений. Хью де Мапилтону не довелось окончить работы. Они были завершены при епископе Джеффри Леджере в 1285 году.

В отличие от готических собратьев, св. Кэннис сохранил свои деревянные перекрытия, что позволило разместить на боковых стенах больше окон для освещения пространства. Стены из местного известняка и столбы создают величественный интерьер. Изящество и соразмерность всей композиции делает церковь лучшей норманнской постройкой вне Дублина.

В XIV веке собор ремонтировали. Епископ Ричард Ледред обновил живопись в полуразрушенном соборе и украсил его великолепным восточным витражом со сценами из жизни Христа. В 1650 году витраж был полностью уничтожен армией конфедератов под командованием Кромвеля. Несколькими годами ранее папский нунций Ринучини предложил 700 фунтов, чтобы купить витраж и отвезти его в Рим. Получив отказ, Ринучини решил срисовать витраж. Именно по этим рисункам в 1875 году витраж был восстановлен.

В соборе по сей день сохранилось одно из лучших собраний средневековых надгробий XV-XVII веков. В 1650 году многие надгробия были уничтожены, но что-то удалось спасти. В числе великолепных надгробий XVI века – памятники семьи Батлер в южном трансепте.

После акта Генриха VIII 1539 года собор долго оставался, как и большинство памятников этого рода, в небрежении. Реставрация под руководством настоятеля Вигнолеса был осуществлена уже в 1843-1877 годах.

Орган собора тоже своего рода редкость. Изготовленный компанией «Bevington & Sons» в 1853 году, первоначально он предназначался для «Великой выставки» в Хрустальном дворце в Лондоне.

Стоит подняться на башню, оттуда открывается прекрасный вид на Килкенни.

Если, спускаясь по улице от собора, повернуть направо, то можно выйти на Эбби-стрит, на которой располагается «Чёрное аббатство».

Собор Св. Кэнниса Центральный неф церкви Св. Кэнниса


ЧЁРНОЕ АББАТСТВО

Призванием св. Доминика была проповедь. Изголодавшаяся паства была поражена суевериями, поскольку народ был плохо знаком с христианским вероучением. Духовенство тоже было малообразованно в те времена, монахи же были ограничены пространством монастыря. Вот почему и святой Доминик, и святой Франциск выработали новые формы религиозной жизни. Их последователи отправлялись в миссионерские путешествия в разные страны.

Успех «братьев-проповедников» был феноменален. Их Капитул 1221 года – года смерти св. Доминика – направил миссию в Англию, Шотландию и Ирландию. Представительства доминиканцев возникли в Лондоне и Оксфорде в том же году, а в Ирландии (в Дублине и Дрохеде) «чёрные братья» обосновались в 1224. Кстати, их так называли в этих странах за цвет одежды.

Доминиканское аббатство в Килкенни было основано в 1225 году. Первые доминиканцы, пришедшие в Ирландию, были нормандцами и говорили на французском. С этим связано то, что они расположились именно в нормандских городах – Дрохеде и Дублине. Для Килкенни ситуация была несколько иной. Несмотря на то, что город находился под контролем нормандцев, в частности, Уильяма Маршалла, графа Пембрука и лорда Лейнстера, существовало два города в одном. Более древнее поселение – ирландский город – располагался вокруг собора св. Кэнниса, английский же город лежал близ Замка у притоков реки Нор.

Доминиканцы расположились между этими двумя городами вблизи места, где селились нормандцы. Церковь, построенная доминиканцами была освящена в честь Святого Духа и Неделимой Троицы, вероятно, по желанию Уильяма Маршалла. Тогда же и сама церковь, и поселение вокруг получили название Чёрного аббатства, так как жили здесь «чёрные братья».

До 1539 года, когда Генрих VIII расправился с церковью, доминиканцы создали 36 центров на территории Ирландии. Доминиканским остаётся сегодня только один – Чёрное аббатство.

Часть его в XVI веке стало зданием суда, но сегодня это снова действующий монастырь. В церкви прекрасная крипта со сводами, характерная резьба по камню, красивые витражи и алебастровая статуя Святой Троицы XIV века.

От Аббатства можно выйти вновь на Парламент-стрит, чтобы попасть к дому Рота.

Дом Рота

Во внутреннем дворе Дома Рота.


ДОМ РОТА

Рот-хаус – единственный в городе образец купеческого особняка эпохи Тюдоров. Название своё он получил по имени строителя и первого хозяина – Джона Рота Фица Пирса.

Своим фасадом дом выходил на Парламентскую улицу, вокруг которой бурлит городская жизнь. На фасаде дома до сих пор сохранились инициалы первого владельца и дата постройки – 1594 год.

На улицу выходит аркада, в которой в древности помещались лавки, да и сегодня эта традиция не нарушена. В аркаде располагается музейный магазин, так как ныне дом принадлежит Археологическому обществу Килкенни, которое во многом способствовало сохранению дома, его популяризации и превращению в музейный центр. В некогда жилых помещениях хранятся коллекции Общества, в том числе и собрание средневековых костюмов.

Надо сказать, что как только дом был построен, семья Рота стала быстро увеличиваться, дети появлялись в большом количестве. Всего в семье было 12 детей. Поэтому к задней части дома, которая выходила на двор, были сделаны пристройки.

Трактир Кайтелер

Перед смертью Рот составил чертёж дома и написал историю семьи. Впоследствии дом унаследовал его старший сын Питер. Однако во времена конфедерации и в эпоху якобитских войн семья всё потеряла. Тем не менее дом сохранился до наших дней.

Мы опять оказались на Парламент-стрит. Если идти по ней дальше, то можно попасть в знаменитый Трактир Кайтелер.


ТРАКТИР КАЙТЕЛЕР

Средневековый трактир назван в честь старухи Элис Кайтелер, которую в XIV веке обвинили в колдовстве. Её муж и сыновья были весьма уважаемыми в Килкенни людьми.

Муж как-то поделился с бдительным епископом Килкенни Ричардом Ледредом своими сомнениями относительно жены. Епископ привлёк женщину к суду. В результате её признали ведьмой, со всеми вытекающими последствиями.

Сын, по преданию, очень любивший мать, открыл в доме, где она жила, трактир, чтобы люди не забывали Элис. Трактир – одна из популярнейших точек города. Здесь, подают пиво Smithwick's, которое в Килкенни варят с 1710 года.






Оглавление

COPYRIGHT © 2005-2014 | сопровождение сайта www.astramarketing.ru
Рейтинг@Mail.ru