ВАТАНЫМ
Об обществе
Правление
История
Программы
ТАТАРСКИЙ МИР
О газете
Структура
Архив
Редсовет
ВОСТОЧНЫЙ СВЕТ
О журнале
Структура
Архив
Редсовет
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПАРТНЕРЫ
АВТОРЫ
ПОДПИСКА

ПЛАНЕТА КИТАЙ

Комарова И.И.


Китай слишком огромен для путешественника. Его даже сложно назвать страной. Безусловно, Китай – это цивилизация, но её трудно сравнивать с другими цивилизациями, как с точки зрения истории, так и с точки зрения культуры или экономики. Китай иногда кажется мне другой планетой...


Сегодня людей, посетивших Китай, уже не пересчитать по пальцам, как это было раньше. Туристы и путешественники зачастили сюда. Это неудивительно. С детства легенды о восточных странах будоражат душу. С точки зрения туризма, страна становится всё более привлекательной.

Каждый приезжает сюда с какой-то своей целью: кто познакомиться со страной, о которой много слышал, кто — отдохнуть, кто-то по работе. Я попала в Китай почти случайно. Накануне ноябрьских праздников подвернулась «горящая» путёвка в Пекин на три дня...

Город, который мы сегодня называем Пекином, уже в IX веке до н.э. был важным торговым центром. В V веке до н.э. его сделали своей столицей князья царства Янь, потом он был столицей государства Ляо (907-1125), затем династии Цзинь (1125-1234), и наконец стал Великой столицей монгольской династии Юань, но назывался он в то время Ханбалык – Город хана.

Отнимите от трёх дней часы прибытия и убытия, и не останется почти ничего! Полное ощущение, что ты оказался в сокровищнице, а времени, чтобы насладиться произведениями искусства, чтобы разглядеть тончайшие узоры, игру камней, узнать руку мастера, – нет. Блеск слепит глаза, а смысла мало.

Пребывание было настолько кратким, что пришлось отказаться от самостоятельного путешествия, и мы с дочерью обратились в турагентство с просьбой выделить нам гида, чтобы побольше увидеть. Как мы потом убедились, это было правильное решение. Из тех людей, которые входили в группу, посещать достопримечательности собирались только мы вдвоём. Остальные приехали за дешёвыми товарами. Они хорошо знали только оптовые склады...

Мы разместились в отеле, позвонили нашему гиду, и скоро он уже стучался к нам в номер. Это был приятный молодой человек, который учился в России и теперь подрабатывал в агентстве.

Планов у нас было множество. Список включал девять объектов, куда мы должны обязательно попасть: Великую Китайскую стену, площадь Тяньаньмэнь, Запретный город, гробницы императоров Минской эпохи, храм Конфуция, мост Марко Поло, храм Неба, театр и старинные пекинские переулки. Как мы были наивны! Мы успели посетить всего четыре комплекса, и то исключительно благодаря нашему провожатому.

Наш гид сказал, что начнём мы с Запретного города, путь к которому всё равно лежит через площадь Тянаньмэнь. Он остановил такси, и мы поехали, никуда не сворачивая, по проспекту, который соединяет гостиницу и площадь. Улица, наверное, напоминала бы улицу Горького, только здания были не в тёмной гамме, а мягкого золотистого цвета. На дорогу у нас ушло минут десять.

Мавзолей Мао Цзедуна на площади Тяньаньмэнь

Тяньаньмэнь – «Площадь небесного спокойствия». Поразила она не своими размерами и даже не своей трагической историей. Поразила в площади жёсткая встроенность её в градостроительную схему, совершенную в своей симметричности, заданную давно сложившейся философией и мифологией, которая не обсуждается и не критикуется. Ничего подобного я не видела до этого нигде. Петербург и Вашингтон с их выверенными планами, в общем-то, не идут ни в какое сравнение с этой многокилометровой историко-архитектурной закономерностью.

Весь комплекс выстроен строго по оси «север – юг».

На Тяньаньмэнь выходят Дом собраний народных представителей (парламент) и Музей истории и революции. В южной части площади был сооружён в 1977 году мавзолей Мао Цзедуна. За ним располагаются Передние ворота – Гуанмэнь, а дальше начинается старый город. Несмотря на различие в стилях построек, они образуют единый ансамбль. Площадь замкнута со всех четырёх сторон зданиями, в которых ещё совсем недавно помещались государственные учреждения Китайской Народной Республики. Сегодня часть из них передана музеям. Все сооружения площади – серого цвета.

На противоположной от Передних ворот стороне располагается Запретный город. Наконец-то я его увидела! Часть стен была в лесах – комплекс подвергся крупномасштабной реставрации. Впрочем, это не сказалось на толпах посетителей.

Фотографировать памятники в Китае чрезвычайно сложно: какую бы точку ни выбрал, всегда людской поток будет перетекать между камерой и памятником.

Императорский дворец Гугун был построен в 1406 году и служил резиденцией династий Мин и Цин. Юнхэ, третий император новой династии Мин, которая пришла на смену монгольской, повелел воздвигнуть пурпурный город в городе. Пурпурный цвет символизировал удачу и был цветом Полярной звезды, а она почиталась китайцами как центр Вселенной. На протяжении 500 лет во дворце правили и жили 24 китайских императора, и понятно, что в его стенах хранится большое количество уникальных ценностей и предметов культуры. Фасады строений были обращены вовнутрь, чтобы уберечь обитателей от дурных влияний начала «инь». Дворец был обнесён 10-метровой насыпной стеной из утрамбованной земли, укреплённой кирпичом. Стену окружал ров шириной 50 метров.

В былые времена здесь находилось более 1000 построек. Самая высокая из них – ворота У мэнь (Полуденные). Они имеют форму подковы. Ворота увенчаны павильоном, откуда провозглашалось начало года. Три арки ворот ведут в Запретный город. Через центральную мог проследовать только император. Его путь проходил строго по центральной оси дворца, совпадающей с осью города.

Территория дворца делится на две главные части. Они образованы двумя дворами. Первый двор – Внешний (Вай чао), самый большой, он вмещает три павильона на восьмиметровой белокаменной платформе. Это три Передних дворца. Здесь император вершил все политические дела. Внутренний двор (Нэй чао) — поменьше, но также с тремя павильонами. Это частная территория императорской семьи. Попасть с одной территории на другую можно через Ворота Небесной чистоты.

Официальная часть дворца отделялась от города воротами Умэнь и воротами Высшей Гармонии, перед которыми протекает Золотая Вода – искусственный канал, через который переброшено пять мостов. Они символизируют пять конфуцианских добродетелей: человечность, справедливость, вежливость, разумность, верность. Вообще всё в архитектуре Китая глубоко символично. Каждая деталь, орнамент, цвет, скульптура представляют собой информационную симфонию, которая непонятна непосвящённым, но, по-видимому, хорошо прочитывается китайцами. Хотя, возможно, не каждый китаец знает, почему к этому храму ведут именно три ступеньки, почему здесь находится скульптура журавля, а там – черепахи, и многое другое.

Со времён династии Мин основные принципы возведения крупных архитектурных ансамблей, независимо от назначения, остались неизменными, а их основой является философия фэншуй.

Все элементы ансамбля тяготеют к центру — Небесной оси Срединной империи. С севера всегда исходила угроза. Поэтому ансамбль должен быть защищен с этой стороны и открыт на юг, к солнцу. Вход всегда находится на юге.

Согласно традиционным представлениям китайцев, Земля – квадратная глыба, и у неё имеется вторая ось, идущая под прямым углом к первой. Поэтому все центральные здания непременно прямоугольные, причём внутренние стены также образуют квадраты. Таким образом, фасад имеют не только отдельные здания, но и весь ансамбль.

Здания, как правило, состоят из стандартных элементов, которые имеют модуль — величину «цзянь», расстояние между двумя колоннами. Основные пропорции зданий были всегда одинаковы. Основанием служит платформа, над которой возвышаются колонны (важнейший элемент здания), поддерживающие крышу. Стены не несут нагрузки, заполняя промежутки между колоннами.

Крыша – самая высокая и эффектная часть здания. На конструкции из деревянных балок покоится весь каркас. На него наносится раствор, которым крепится черепица. Многоярусные, многоскатные кровли – характерная формообразующая часть китайских зданий.

В сооружениях дворца, как и ещё в нескольких постройках столицы, использован так называемый «золотой кирпич» — специфический строительный материал, который использовался при сооружении зданий императорского двора. Технология производства и обжига «золотого кирпича» очень сложна. Сейчас этот кирпич изготовляется только в одном месте – вблизи озера Тайху в провинции Цзянсу Восточного Китая.

Впечатлений так много, что уже на четвёртом павильоне перестаёшь реагировать на окружающее, пока не пересекаешь ещё одни ворота, которые выходят в Императорский сад. Он существует с XV века.

Неизвестно, чего было больше в этом саду — посетителей или деревьев. Впечатление, произведённое на меня садом, было просто ошеломляющим. Так не подействовал на меня и сам дворец. Поразительный контраст: громадные, без единой травиночки, белые площади Запретного города – и малюсенький сад с узенькими дорожками, выложенными мозаикой из речной гальки. Ни одна картина не повторяет другую, и так – сотни метров. Знаменитые речные камни, без всякой логики возвышающиеся то здесь, то там, и буйная зелень.

Про дворец можно говорить бесконечно. За столь длительную историю он накопил много легенд, с ним связаны выдающиеся исторические события. В стенах дворца накоплены шедевры — творения человеческого гения. В нём хранится более миллиона музейных экспонатов, включая гончарные и керамические изделия, изделия из бронзы, произведения живописи, дворцовой бытовой утвари.

Уникальный комплекс является жемчужиной мирового искусства. Императорский дворец Гугун в Пекине — самый крупный в мире и лучше всех сохранившийся на сегодняшний день древний деревянный архитектурный ансамбль.

В 1912 году дворец Гугун стал государственным музеем. Сегодня комплекс привлекает всё увеличивающееся число туристов. Сюда стремятся попасть люди из других стран, но преобладают всё-таки китайцы, приехавшие из самых отдалённых уголков своей страны, чтобы увидеть сокровище. Ежегодно дворец посещают 10 миллионов человек.

Каждый, кто хоть раз сталкивался с проблемой охраны памятников, понимает, что такое количество людей может просто-напросто убить дворец. Возможно, через какое-то время работники музея для обеспечения его сохранности будут вынуждены ограничить поток посетителей. Говорят, что начавшаяся три года назад реставрация дворца продлится 20 лет. Правительство Китая выделяет на неё 100 миллионов юаней в год.

Бронзовые чаны для воды перед Воротами Небесной чистоты

Из Императорского сада, мимо магазина с сувенирами и книгами мы вышли к северным воротам – Воротам Небесного Воителя – и к каналу, который опоясывает Запретный город. Напротив лежит другой парк. Он начинается с так называемого Угольного холма, насыпанного из грунта при строительстве водоёмов на территории дворца. Здесь добывали уголь для дворцовых нужд.

На склоне холма установлен памятный знак на месте самоубийства в 1644 году последнего императора династии Мин. Оно открыло путь к престолу маньчжурской династии Цин.

Холм выводит к парку Бэйхай – одному из старинных парков Пекина. Ему 1000 лет! Он был разбит в эпоху императоров династии Ляо (916-1125). Это самый старый парк в мире. «Бэйхай» означает «Северное море». Так называлось одно из шести озёр, соединённых каналами с Летним дворцом.

Купив билеты, мы сели на странного вида судёнышко, которое напоминало по конструкции часть пристани с галереями, чтобы попасть на Нефритовый остров. Он находится в южной части озера. Здесь расположен храмовый комплекс и видная ещё издалека Белая Пагода. История её строительства такова. Когда Далай-лама V в 1651 году нанёс визит императору новой династии Цин, в его честь из ослепительно белого ракушечника был сооружён этот чортен – тибетская монашеская усыпальница.

Парк создавался в строгом соответствии с символикой. Центр парка — остров Цюндао с пагодой Байта. Здесь было место, где императоры и императрицы Цинской династии любовались луной.

В парке можно увидеть Железную стену длиной 3,5 метра и высотой 1,9 метра — вулканический монолит с вырезанными рельефными изображениями мифических животных.

Неподалёку от неё высится Стена Девяти Драконов. Она несколько короче и выше одноимённой стены в Императорском дворце и представляет собой единственный в своём роде отдельно стоящий монумент, облицованный с обеих сторон изразцами. На ней изображено 635 драконов. Китайские императоры считались Сыновьями Неба, а драконы были их покровителями.

Чуть дальше к северу отсюда находится Павильон Успокоения Сознания – сад в саду, обнесённый невысокой стеной. Здесь прогуливался император Цяньлун, любила пить чай Цы Си, а последний император Пу И после отречения писал свои мемуары.

На этом закончился наш первый день в Пекине.

Цяньцютин - Павильон Тысячи осеней в императорском саду Мифическое существо сечжи - символ справедливости - охраняет вход во внутреннюю часть дворца Один из боковых павильонов Запретного города


ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

На следующий день мы договорились ехать с экскурсией на Великую Китайскую стену. Наш провожатый должен был раздобыть машину, чтобы всё успеть.

Проснулись мы от шума дождя. Погода к экскурсиям не располагала. Помимо дождя, неприятным открытием стал жёлтый туман, висевший над городом. Потом уже, рассказывая Юрию Ивановичу Дроздову, прожившему в Китае много лет, о своей молниеносной поездке, я услышала от него, что в это время мелкая песчаная взвесь из района Внутренней Монголии достигает Пекина.

Несмотря на погоду, наш провожатый был настроен решительно. Он появился вовремя с машиной, за рулём которой была китаянка. Мы направились в сторону Бадалина, который находится в девяноста километрах от Пекина. Здесь располагается отреставрированный участок стены. Мне даже не верилось, что она находится так близко от Пекина. Почему-то казалось, что раз она охраняет границы государства, то и должна идти вдоль границы.

Прибыв в городок, откуда начинается путь на стену, мы решили подняться на фуникулёре, а обратно идти пешком.

Очень уж хотелось успеть посмотреть на гробницы эпохи Мин. Поворот к ним мы проезжали, когда ехали к стене. Почему-то поездка на фуникулёре была очень страшной. За окном кабины открывались какие-то совершенно немыслимые и не умещающиеся в сознании обрывы. Впрочем, возможно, это почувствовала только я.

Чем выше поднимался фуникулёр, тем всё более плотная полоса тумана окружала кабину. Наконец, когда туман стал совсем плотным, мы остановились.

Стена была полностью накрыта туманом: ничего не было видно не только вокруг, но и впереди, и сзади. Наш проводник обрадовался. Он сказал: замечательно, что мало народу, а то в дни, когда людей много, на Стену не пускают и можно пройти только вдоль основания. Там специально проложены деревянные помосты.

Не знаю, что он имел в виду, когда говорил, что народу мало: на нас в тумане всё время кто-то натыкался, в свою очередь и мы кого-то толкали.

Говорят, что Китайская стена – единственное сооружение, которое видно со спутника. Думаю, что в этот день не было видно и её.

К полудню развиднелось, а ещё через час все окрестности раскрылись как на ладони.

Пожалуй, трудно найти человека, который никогда ничего не слышал о Великой Китайской стене.

Рассказывают, что за всю историю Китая существовало три основных Стены, каждая протяжённостью в 10 000 ли (5000 километров). Они строились более 2000 лет (с VII века до н.э. до XVII века н.э.). Первая Стена связана с именем знаменитого «объединителя земли Китайской», императора Цинь Шихуанди (221-210 до н.э.). Он решил укрепить границы империи с севера и повелел соединить земляные стены, воздвигнутые ранее государствами Янь и Чжао. На строительство было послано 500 тысяч человек (при общем населении в 20 миллионов). Немалую роль в постройке сыграли учёные-конфуцианцы, которых Цинь Шихуанди задумал извести на корню. Тысячи учёных, заклеймённых и закованных в кандалы, обеспечили своевременное окончание работ. Эта стена имела огромное военно-стратегическое значение.

Вторая Стена была построена в целях защиты от гуннов, которые совершали регулярные набеги на территорию Китая и порядком попортили Стену, сооружённую Цинь Шихуанди. Это было в годы правления минского императора Чэнхуа (1470). Сооружение растянулось на 6400 километров – от пустыни Гоби до реки Ялу.

На сооружение третьей Стены было направлено уже около 1 миллиона человек. На особенно важных участках трудолюбивые китайцы не ограничивались постройкой одной стены, в отдельных местах их количество достигало десяти.

При постройке основное внимание уделялось тому, чтобы каждая из башен находилась в зоне видимости с двух соседних. Сообщения передавались с помощью дымовых сигналов или же барабанного боя. Кроме того, на всём протяжении пути от Стены до столицы, на расстоянии одного конного перехода друг от друга, располагались небольшие опорные пункты, на которых гонец со срочными известиями мог поменять коня.

Единственный путь внутрь «Срединного государства» вёл через специальные пропускные пункты, которые наглухо закрывались на ночь (один раз пришлось подождать до утра даже китайскому императору).

Для того, чтобы быть пропущенным за Стену, путешественник подавал прошение на рассмотрение главы гарнизона, который, после соответствующей проверки, переправлял его своим непосредственным начальникам в центр. До получения разрешения никто не имел права проникнуть внутрь. Иногда ожидание затягивалось не на один месяц, поэтому территория вокруг пропускного пункта была заполнена шатрами и палатками торговцев, ждущих разрешения на въезд.

Несмотря на то, что мы были в спортивной обуви, ноги скользили. Трудно представить, что происходит, когда выпадает снег. Очень интересно, в чём ходили по стене солдаты?

Решив не задерживаться на обед у Стены, мы сели в машину и поехали в Пекин. Наш провожатый сказал, что вряд ли мы успеем посетить гробницы Минских правителей, так как застрянем в пробках. Он оказался прав. Обратная дорога заняла у нас гораздо больше времени. Поэтому мы решили сразу же направиться в Летний дворец. Этот дворец связан с именем императрицы Цы Си. Пожалуй, после Мао Цзедуна и Конфуция она – самая известная личность в нашей стране.


ПРИТЧИ ЛЕТНЕГО ДВОРЦА

Ихэюань, огромный Летний дворец, находится в двадцати километрах от центра Пекина. Он расположен на берегах искусственного озера. Первые постройки здесь возникли в XII веке. Сюда в жаркие месяцы приезжал император.

На озеро Воншаньпо приходили поэты и литераторы писать свои стихи. Летом здесь очень красиво. Воздух полон аромата цветов лотоса. Именно это место император выбрал для строительства своей резиденции. В эпоху династии Цин здесь построены многие сады. В 1750 году император Цяньлун приказал построить сад Цинъиюань в честь дня рождения своей матери. Холм Воншань переименовали в Ваньшоушань (Долголетие), а водоём Воншаньпо – в озеро Куньминху.

В 1860 году во время второй «опиумной» войны все расположенные в этих местах сады были сожжены и все ценности разграблены. После прихода к власти Цы Си приказала перестроить Цинъиюань и переименовала его в Ихэюань.

Ихэюань является замечательным образцом китайского садово-паркового искусства. Он включает в себя более 100 искусственных пейзажных зон. Это символ культуры и истории Китая. Он находится в северо-западном пригороде Пекина. Общая площадь – 290 гектаров. Ихэюань состоит из трёх частей: ансамбль, горка Ваньшоушань (гора Долголетия) и озеро Куньминху.

Входя в Восточные ворота, видишь павильон Жэньшоудянь, центр дворцового ансамбля. Отсюда императоры управляли государственными делами. По обеим сторонам поставлены два чёрных камня, символизирующих караул. Внутри павильона на возвышении воздвигнут трон, обрамленный ширмой и длинными веерами, рядом треножники и фонари в форме журавлей. На ширме вырезаны 9 драконов и написаны 226 иероглифов «долголетие», отличающиеся один от другого.

На северо-западе находится павильон императорицы Цы Си – Лэшоутан (Радость и долголетие).

Галерея протяжённостью 728 метров органично соединяет сооружения, расположденные на северном берегу озера Куньминху. Она великолепно расписана: её украшают более 8000 цветных жанровых сценок. Выйдя из галереи, попадаешь в Ворота облаков, а за ними находится Пайюньдянь (Павильон облаков).

Храм Фосянгэ (храм Благовонных курений) построен на склоне горки Ваньшоушань на высоте 58 метров. В своё время в первый день каждого месяца по китайскому лунному календарю императрица Цы Си приходила сюда совершать молитвы.

На восточной стороне от Фосянгэ находится дворец Чжуньлуньцан, на западе – беседка Баоюньгэ (Медная беседка), которая отлита из 207 тонн меди необыкновенного тёмно-бронзового цвета. К югу от горки Ваньшоушань раскинулось озеро Куньминху. Западная дамба Сиди делит озеро на две части. На ней стоят 6 мостов. Самый красивый из них – Нефритовый мост. Говорят, император Цяньлун и императрица Цы Си любили гулять здесь. Восточная дамба Дунди соединяется с западной дамбой. Она была сооружена из камней. В центральной её части построен 17-арочный мост, на каменных столбах которого вырезаны 564 льва.

Ихэюань ежегодно принимает несколько миллионов китайских и зарубежных посетителей.




80% ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ПОСЕЩАЮТ ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ

За рубежом было проведено масштабное исследование, посвященное представлениям иностранцев об «образе Олимпийского Пекина и богатого культурным наследием Китая».

В опросе приняли участие значительные представители политики и предпринимательства из более чем пятидесяти стран. Кроме этого, в опросе учитывались около 3000 публикаций в китайских и зарубежных СМИ. Опрос показал, что наиболее привлекательной для иностранцев в китайской культуре является китайская кухня (36% опрошенных). Среди исторических памятников, которые, прежде всего, интересно увидеть в Китае, 80,8% участников опроса назвали Великую Китайскую стену, за ней следуют императорский дворец Тугун, площадь Тяньаньмэнь, парк Ихэюань, а также Храм Неба. А что касается традиционных искусств Китая, то иностранцы проявляют самый большой интерес к китайской письменности и каллиграфии (35,9% опрошенных).

«Жэньминь жибао» он-лайн

Этот участок стены близ Бадалина относится к XVI веку. Мощные стены будто вырастают из камня В таком тумане мы начали свой путь по Стене Один из множества мостов парка Ихэюань Знаменитый мраморный корабль стоил большей части казны, выделенной флоту. Сооружён по распоряжению императрицы Цы Си



Оглавление

COPYRIGHT © 2005-2014 | сопровождение сайта www.astramarketing.ru
Рейтинг@Mail.ru