ВАТАНЫМ
Об обществе
Правление
История
Программы
ТАТАРСКИЙ МИР
О газете
Структура
Архив
Редсовет
ВОСТОЧНЫЙ СВЕТ
О журнале
Структура
Архив
Редсовет
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПАРТНЕРЫ
АВТОРЫ
ПОДПИСКА

АФГАНСКИЕ КИРГИЗЫ

Кубатов Э.

Ещё в XV-XVI веках киргизские племена поселились на восточном Памире. С тех пор государственные границы не раз менялись, и в настоящее время эта территория принадлежит Афганистану. Несмотря на то, что афганские киргизы оказались в изоляции от внешнего мира, они сохраняют свои традиции и культуру. К сожалению, нам не удалось найти фотографий афганских киргизов, но мы использовали фотографии, сделанные в Афганистане.


ПРИЧИНЫ И ЭТАПЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ АФГАНИСТАНА

Афганские киргизы в настоящее время заселяют высокогорные и труднодоступные горные долины и ущелья на территории Афганского Малого и Большого Памира, на высоте 4600-5200 метров над уровнем моря на стыке государственных границ Афганистана, Таджикистана, Пакистана и Китая.

При изучении исторических материалов, а также данных, полученных в ходе научной экспедиции в Афганистан (Вахан, Малый и Большой Афганский Памир, Гиндукуш), можно выделить шесть этапов распространения киргизов на территории современного Таджикистана и Афганистана.

Первый этап. По сведениям персидского источника Хафиза киргизские племена в XV-XVI веках, точнее, в 1575 году, стали заселять восточный Памир (современная территория Мургабского района ГБАО Таджикистана) и хребет Сары-Кол (ныне граничащая с Таджикистаном территория Китая).

Второй этап. Во второй половине XVI века эмир Бухары Абдулла Хан завоевал Бадахшан, Шугнан и Рушан (современная территория Горного Бадахшана, Таджикистан) и дал возможность киргизским племенам пользоваться восточным Памиром.

Третий этап. Калмакские и джунгарские племена, которые по этническому происхождению близки к монгольской народности из восточного Туркестана (современная территория Синцзянь-Уйгурского автономного округа Китая) под предводительством Галдан Хана с 1671 по 1759 год завоевала полностью Восточный Памир (Мургабский район и местечко Ак-Байтал, Таджикистан). В течение почти 100 лет шла непрерывная война между киргизскими и калмакскими племенами, которая окончилась победой и изгнанием калмаков в Восточный Туркестан.

Четвёртый этап. После полного изгнания в 1579 году калмакских племён из Восточного Памира киргизские племена стали заселять обширные территории северного, центрального и восточного Памира. В XVIII-XIX веках ареал жизнедеятельности киргизов заметно увеличился до Афганского Гиндукуша.

В XVIII веке на Памире киргизов насчитывалось 20 тысяч, в XIX веке – 35 тысяч, в ХХ веке – 85 тысяч человек. В настоящее время на территории современного Таджикистана проживает 55-60 тысяч этнических киргизов, преимущественно на территории Мургабского района и Каратегинской долины.

Пятый этап. В 1830-1840-х годах киргизские племена стали осваивать высокогорные долины на территории Малого и Большого Афганского Памира, Вахана и Гиндукуша. На тот период численность киргизов в Афганистане была около 5500 человек.

Российская империя и Великобритания в условиях сложных политических интриг решали свои внешнеполитические споры, в том числе в районе Афганистана и близ него. В 1893-1895 годах была проведена (практически без участия афганских представителей) демаркация англо-афганской границы по так называемой линии Дюранда, а затем и русско-афганской границы в районе Памира, что стало причиной изоляции на протяжении более 100 лет племён афганских киргизов от основного киргизского этноса.


СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КИРГИЗОВ В АФГАНИСТАНЕ

Афганские киргизы более 250 лет мирно сосуществуют на территории современного Афганистана.

Однако из-за суровых высокогорных условий, нестабильности военно-политической обстановки и не прекращавшейся в течение 24 лет войны от 7-тысячной общины афганских киргизов осталось менее 2000 человек.

Афганские киргизы по своему этнологическому происхождению относятся к южнокиргизскому племенному объединению "ичкилик" и составлены следующими племенами и родами: каратеит, тейит, найман, кыпчак, шайым, алаш, кызыл айяк, кутал, кызыл баш, кочкор.

Патриархально-племенная внутренняя структура афганских киргизов не претерпела каких-либо серьёзных изменений и по структуре соответствует образцам племенной иерархии XVI-XVII веков с выборной должностью вождя племени – хана в полном соответствии с традиционными для такого рода структур принципом меритократии. Существуют племенные советы старейшин, знати. Эти советы-сходки "джирги" служат для решения всех основных внутренних проблем. Немаловажную роль во внутренней структуре играют представители мусульманского духовенства.

Внутренняя структура афганских киргизов:

  1. Хан – вождь племени (избирается по системе военной демократии из числа наиболее авторитетных и влиятельных лиц).
  2. Племенная аристократия (старейшины, знатные лица – баи, муллы – представители духовенства).
  3. Рядовые скотоводы (пастухи, скотники, табунщики и т.д.).

За 250-летний период ханами киргизских племён являлись следующие лица:

  1. Оджалы Хан, из рода кутал; по предварительным данным, предводительствовал афганскими киргизами до 1875 года.
  2. Козубай Хан, из рода кызыл-аяк; возглавлял афганских киргизов до 1905 года.
  3. Маматкерим Хан, из рода алапа; возглавлял афганских киргизов до 1938 года (отец Асман Ажи, одного из нынешних лидеров афганских киргизов).
  4. Толубай Хан, из рода кызыл баш; предводительствовал до 1950 года (отец одного из богатых и знатных афганских киргизов Апендибая).
  5. Рахманкул Хан Ажи, из рода кочкор; возглавлял афганских киргизов до 1978 года.
  6. Абдрашит Хан Афгани, из рода шайым; возглавляет племена афганских киргизов с 1979 года по сей день.

Интересны особенности официальных взаимоотношений афганских киргизов с государственными властями Афганистана.

Король Афганистана Закир-Шах на протяжении многих лет в бытность своего правления оказывал моральную и материальную поддержку афганским киргизам. По его королевскому распоряжению афганских киргизов запрещалось призывать на военную службу в Вооружённые Силы Афганистана и им предоставлялся государственный статус народа, обеспечивающего охрану государственных границ на Памире и Вахане, наравне с пограничными официальными структурами. Также при Закир-Шахе была отменена "десятина" – налог на скот и живность.

После свержения короля в 1973 году ситуация с афганскими киргизами резко ухудшилась в социальном и экономическом плане. В 1978 году Рахманкул Хан Ажи, вождь афганских киргизов, опасаясь репрессий со стороны новой власти, вывел из Афганистана в Пакистан больше половины афганских киргизов, по предварительным подсчётам около двух тысяч человек, и попросил у пакистанских властей политического убежища. В 1980 году правительство Турции предоставило убежище афганским киргизам и вывезло их из Пакистана в восточную часть Турции вблизи озера Ван и предоставило территорию для проживания 102 семьям афганских киргизов (около 900 человек). Однако часть афганских киргизов примерно 69 семей (около 700 человек) – во главе с Абдрашит Ханом, новым вождём, вернулись в Афганистан на прежние территории проживания.

В настоящее время на территории Турции проживает около 95 семей, примерно 800 человек, составленных из родов афганских киргизов – кочкор, алапа, найман, шайым и кызыл-аяк. На территории Афганистана, в частности на Малом Афганском Памире, проживает 1100 человек под предводительством Абдрашит Хана, на Большом Афганском Памире проживает 700 человек афганских киргизов под руководством Мамат Ахуна.


ПРИРОДА И КЛИМАТ

Большой и Малый Афганский Памир относятся к разряду самых высокогорных долин мира. Они располагаются на высоте 4600-5200 метров над уровнем моря.

Эти долины почти недоступны. От точки, где заканчивается грунтовая автомобильная дорога (населённый пункт Сархат, долина Вахан) до Малого Афганского Памира 4-5 суток пути на гужевом транспорте (на лошади или на яках); необходимо преодолеть четыре горных перевала на высоте более 5400 метров.

Дорога идёт по пустынной местности с редкими участками скудной растительности в поймах пресных горных рек.

На Малом Афганском Памире, на высоте примерно 4600 метров над уровнем моря, находится знаменитое озеро Чакчарган. Название озеру дали залежи кремневых камней. Они использовались киргизами для добывания огня, и поэтому на киргизском языке озеро Чакчарган называется "огненный камень".

Климат на Афганском Памире холодный и сравним по квалификации В. Кеппена с климатической областью тундры. С конца сентября по май месяц зима с температурами 45-50 градусов мороза. Лето короткое, холодное, средняя температура не более 10-15 градусов тепла.

Суровость местного климата определяется в первую очередь высокогорьем и тем, что долины блокированы высокими внешними хребтами-барьерами.

Нехватка кислорода быстро старит местное население. Мужчина в 40 лет выглядит на 65.

Несмотря на высокогорье, здесь водятся очень редкие виды – бараны Марко Поло, архары, горные козлы, редкий снежный барс, бурый медведь, волки, лисы и многочисленные виды грызунов.

Афганские киргизы являются искусными охотниками и по своему внутреннему убеждению и философии кочевников очень бережно относятся к природе. Охотятся они только в случаях реальной необходимости. Потребности охотников не выходит за рамки допустимого и естественного потребления.


ЖИЗНЬ И БЫТ АФГАНСКИХ КИРГИЗОВ

Афганские киргизы – кочевники в классическом понимании, и традиционное хозяйство киргизов впитало в себя многовековые навыки, а его неизменность накладывала консервативный отпечаток на быт и хозяйственный уклад жизни, который почти не менялся в веках.

Преобладающий тип жилища афганских киргизов – юрта. Она имеет древнее происхождение и встречается в той или иной модификации у многих кочевых народов Азии. Это универсальное жилищное сооружение, составленное из тонкого деревянного полусферического каркаса и войлока, которым обтягивали корпус юрты. Юрта легко собирается и разбирается и предназначена для транспортировки на верблюдах или яках. Киргизская юрта имеет свою самобытную черту. Она имеет более низкий полусферический купол и нарядный внешний вид. Как и у всех народов, внешний вид и убранство юрты отражает социальное положение владельца. Афганские киргизы из-за отсутствия древесного сырья перестали изготавливать юрты и приобретают их в Пакистане. Доставляют их в северные районы Пакистана из СУАР (Синцзянь-Уйгурского автономного округа) Китая. Изготавливаются они китайскими киргизами.

Более знатные киргизы заказывают большие белые юрты у мургабских киргизов (Таджикистан).

Кочевая жизнь наложила свой отпечаток и на одежду афганских киргизов. В ней много общего с одеждой других кочевников Азии. Одежду шьют из тонкого войлока и вельвета, кожи и шкур животных, грубых шерстяных тканей домашней выработки. Например, так называемые ичиги, самодельные шубы и зимний головной убор "тумак" изготавливаются из шкуры ягнёнка, яка или волка. Традиционный головной убор "калпак" изготавливается из белого и серого тонкого войлока. Обувь кочевника, так называемые "маасы" и "чокои", изготавливаются местными мастерами исключительно из козьих шкур и шкур диких горных козлов "киик".

Социальная внутренняя административная система афганских киргизов, кроме разделения на роды и племена, также имеет традиционную кочевую схему из так называемых временных населённых пунктов (айылы) со своими летними и зимними стойбищами. На данный момент на территории Малого и Большого Афганского Памира насчитывается около 28 айылов с отдельными летними и зимними стойбищами. Если кратко пояснить, в айылах насчитывается в среднем от 7 до 20 юрт, где компактно может проживать до 20 семей афганских киргизов, которые ведут совместное хозяйство, то есть сообща пасут свой скот, получают натуральные продукты, заготавливают корм и т.д.

Айылы комплектуются из числа близких сородичей, например, представителей одного или другого рода, а также вокруг крупных скотовладельцев и знатных киргизов.

Наиболее крупными айылами афганских киргизов являются: стойбище Асман Ажи на Малом Афганском Памире; айыл Апендибая (включает ещё несколько мелких айылов); айыл Буту; айыл Бердибая; айыл Мулло Абдулхаира; айыл Мохаммад Исмана; айыл хана афганских киргизов Абдрашит Хана; айыл предводителя афганских киргизов на Большом Афганском Памире Мамат Ахуна.

Основным видом деятельности является скотоводчество, разведение особого вида киргизских овец, яков (разновидность высокогорных коров), которые приспособлены для проживания в условиях высокогорья, верблюдов и лошадей.

По предварительным подсчётам, афганские киргизы на пастбищах Малого и Большого Афганского Памира разводят: около 25-30 тысяч голов овец; более 2000 голов яков; более 120 лошадей; 75-80 верблюдов.

Точное количество скота определить у афганских киргизов невозможно: они тщательно скрывают численность разводимого скота из-за постоянных поборов со стороны афганских моджахедов.

В суровых условиях высокогорья, когда снежный покров лежит девять месяцев в году, особого внимания заслуживает способность киргизской породы овец добывать под снежным покровом корм осенью и зимой, выказывая исключительную неприхотливость. Обычно киргизские скотоводы применяют следующую технику добывания подножного корма: первоначально скотоводы пускают отару овец, которые расчищают снежный покров и добывают необходимый корм, затем на расчищенной овцами площади пасутся яки, лошади и верблюды. Летом в короткий сезон афганские киргизы заготавливают вручную корм – сухое сено в поймах рек, и этот корм предназначен исключительно для молодого потомства в период зимнего приплода скота.

Питаются афганские киргизы преимущественно натуральными продуктами (молоко, кислое молоко "айран", сметана, творог, масло и мясо), получаемыми от разводимых овец и яков. Из шерсти и шкур овец и яков изготавливается одежда и предметы обихода. И самое главное, получаемое из молока яков высококалорийное и очень полезное масло пользуется большим спросом у афганцев и в Пакистане. Ежегодно в августе и сентябре афганские киргизы снаряжают караваны на яках, гонят часть скота и вывозят масло, шерсть, шкуры и войлок на продажу в Пакистан, в северные районы Гильгеты и Чатрала. Там они обменивают продукты на муку, ячмень, рис, растительное масло, керосиновые лампы и т.д.

На жизнь киргизских племён в Афганистане существенное влияние оказал ислам. Мужчины по мусульманским нормам имеют право завести до четырёх семей. В условиях демографического дисбаланса, когда количество женщин составляет всего 35 процентов, сумма выплаты калыма (выкупа) за невесту составляет более 100 овец. Мало кто из рядовых скотоводов может себе позволить семью. Поэтому много мужчин не женаты, а зажиточная часть афганских киргизов имеет более 4-5 жён. Это ведёт к постепенному вымиранию киргизских племён в Афганистане.


КУЛЬТУРА

Культура афганских киргизов, несмотря на изоляцию от основного этноса, базируется на традициях, сложившихся в Средние века. В рамках традиционного кочевого хозяйства широко развиты народные промыслы и творчество. Промыслы афганских киргизов отличаются единообразием форм, технических приёмов, традиционных навыков, передаваемых в почти неизменном виде из поколения в поколение. В основном женщины афганских киргизов занимаются выделкой войлока, кож, изготовлением ковров, тканей, одежды и предметов внутреннего убранства юрты. Среди мужчин ремесленников крайне мало.

Изделия афганских киргизов украшаются простым, строгим по форме, гармоничным по цвету орнаментом. Он имеет древнее происхождение и языческие и шаманские символы, обозначающие человека, жизнь, природу и высшие силы: небо, землю, огонь и воду.

Афганские киргизы не утратили навыки по изготовлению стойких минеральных и растительных красителей. Широкое распространение в быту получили орнаментированные войлочные ковры (алакийизы, шырдак), которые отличаются чёткими, крупными, контрастными по цветовой гамме узорами.

Не менее интересным и очень популярным видом декоративно-прикладного искусства остаётся вышивка одежды и предметов домашнего обихода. Она представляет собой шитьё шерстью по коже и войлоку. Особо популярен настенный вышитый ковёр-тушкийиз, который делали из войлока и украшали вышивкой.

Старинный вид народного творчества – курак. "Курак" – это производное от тюркского слова, оно означает сшивание, сборку из разных кусочков ткани – лоскутное шитьё. Курачным вещам приписывают магические свойства: они приносят удачу и процветание, отпугивают злые силы. По сей день существуют языческие ритуалы, связанные с кураком.

Одежда женщин афганских киргизов претерпела незначительные изменения и имеет определённое сходство с одеждой женщин горных народностей Тибета. Киргизские женщины носят цилиндрический высокий головной убор, обёрнутый в белую или красную шёлковую материю; длинное светлое платье и короткое чёрное пальто без рукавов "чепкен"; носят обувь – сапоги из козьей шкуры "маасы". Замужняя женщина носит белый головной убор, а девушки – исключительно красный. Женщины носят много ювелирных изделий из серебра и полудрагоценных камней.

Традиционное устное творчество (пересказ, пение, игра на национальном инструменте "комуз") из-за полной изоляции афганских киргизов утратило своё значение. Осталось всего шесть мастеров.


РЕЛИГИЯ

В XVI-XVII веках среди всех киргизов начинает распространяться ислам, который настойчиво насаждали суфийские общины Восточного Туркестана и Ферганы. В начале XVII века миссионерские суфийские общины под покровительством Бухарского эмира Абдулла Хана начали масштабную исламизацию завоёванных территорий, в частности Бадахшана и Восточного Памира.

Афганские киргизы исповедуют ислам суннитского толка, хотя находятся в окружении племён и народностей Афганистана и Пакистана, исповедующих ислам шиитского толка и исмаиилитского направления.

Но вместе с тем большинство рядовых кочевников, формально признавая ислам, на деле отвергали его догматику. У афганских киргизов в незначительной степени сохранилась в форме народного обычая – адата – вера в культ языческого божества Тенгри и Умай-эне. Осталась вера в демонические силы природы и стихий, в полулегальных условиях сохранились шаманы, а также далычи, кургучу – прорицатели, провидцы и гадатели. Языческие верования сохранились и в поклонении земле, воде, родникам, огню, камням, лесу, солнцу, луне и животным. Широко распространён культ предков, духи которых, по поверьям, покровительствуют живым.

Однако, в силу большого влияния мусульманского духовенства в Афганистане, большинство киргизов исповедуют ислам и выполняют основные обряды. Миссионерская деятельность афганского мусульманского духовенства на территории Памира продолжается, в течение года на Памир прибывает более 15 миссионеров для обучения мусульманской грамоте.

Всего на Памире 8-9 мулл из числа киргизов, знания которых ограничиваются отдельными сурами и хадисами Корана.

Как такового светского первоначального образования на Памире нет. Народ полностью безграмотен.


УЧАСТИЕ ЭТНИЧЕСКИХ КИРГИЗОВ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО АФГАНИСТАНА

До 1973 года афганские киргизы имели официальный статус народности, обеспечивающей охрану государственной границы Афганистана на правах государственных пограничных служб. Королевская власть официальными грамотами закрепляла зоны ответственности афганских киргизов, задачи по охране госграниц и передавала территории и пастбища афганских киргизов под самостоятельное управление и административный контроль Рахманкул Хана Ажи – вождя племён афганских киргизов. Однако из-за продолжительной войны и смены нескольких политических режимов в Афганистане племена афганских киргизов утратили прежний свой статус и положение. И на протяжении 13 лет были предоставлены сами себе.

В 2003 году руководство временного правительства, в частности, Хамид Карзай принял делегацию афганских киргизов во главе с Абдрашит Ханом. Обсуждались вопросы социальной и экономической поддержки афганских киргизов со стороны правительства Афганистана.

В том же 2003 году знатные представители афганских киргизов Асман Ажи и Мамат Ахун участвовали в работе Луя Джирги (г. Кабул) в качестве делегатов от киргизов. В период подготовки президентских выборов в Афганистане в октябре 2004 года правительство обещало оказать поддержку афганским киргизам.

Серьёзной проблемой для афганских киргизов является отсутствие афганского гражданства. Афганские киргизы не имеют национальных паспортов Афганистана или какого-либо другого официальное удостоверения, указывающего на принадлежность к афганскому государству. Это серьёзно ограничивает в правах киргизов, которые не могут свободно передвигаться по территории Афганистана, тем более выехать за границу.

Из 2000 афганских киргизов только 17 человек имеют афганские паспорта.

Конечно, изоляция афганских киргизов становится причиной ограничения в реализации их прав и свобод, но вместе с тем и правительство Афганистана отстранилось от оказания социальной помощи киргизам, предоставив им решать свои проблемы самостоятельно.

Полная зависимость афганских киргизов от природных сил без поддержки правительства Афганистана и международных гуманитарных организаций может привести к негативным последствиям. Тому пример – последствия суровой и продолжительной зимы 2004-2005 годов, когда падёж скота достиг катастрофического уровня более 30 процентов. Учитывая, что скот для киргизов составляет основу благополучия и достатка, можно представить размеры и последствия данной гуманитарной катастрофы.


СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Географическая и политическая изоляция в условиях предельно критических климатических режимов неминуемо приведёт афганских киргизов к упадку и гуманитарной катастрофе, если не изменится кардинально позиция правительства Афганистана и международных гуманитарных организаций в отношении социальной и экономической поддержки.


1. Безграмотность

Смутно представляется будущее киргизской общины в условиях полной безграмотности. Инициатива местных мулл, религиозных сановников обучить киргизских детей мусульманской грамоте и Корану в условиях полной безграмотности вызывает поддержку и понимание. Однако мусульманское обучение не даёт возможность приобретения первоначального светского образования.

Удручающая статистика и исследования показывают, что из 2000 афганских киргизов умеют писать и читать не более 20 человек, хотя интеллектуальный потенциал афганских киргизов весьма высок, например, подавляющее большинство киргизов в совершенстве владеют языками дари, фарси, урду и горными памирскими языками.


2. Высокая смертность

На территории Малого и Большого Афганского Памира нет ни одного стационарного или временного амбулаторного учреждения для профилактики и лечения местного населения. Весь процесс лечения у афганских киргизов строится на молитвах мулл или на языческих заклинаниях шаманов. Конечно, используются широко распространённые народные лечебные средства из трав, диких кореньев и жира диких животных. Однако эффективность такого лечения оставляет желать лучшего.

Только по предварительным данным анализ случаев смерти по болезни среди афганских киргизов выявил ужасающие цифры. Из 10 новорожденных детей 5-6 умирают в ходе родов и в грудном возрасте, 4 – выживают. В условиях хронической нехватки продуктов питания и необходимых витаминов и, как следствие, пониженного иммунитета дети начинают ходить и самостоятельно передвигаться только в 3 или 4 года. Отстают в физическом развитии, живут с хроническими заболеваниями.

Средняя продолжительность жизни местного населения – 45-47 лет. Люди умирают от незначительных, по нашим меркам, заболеваний, таких как аппендицит, бронхит, пневмония, дифтерия, гепатит, менингит и т.д.

Подсчитано, что киргизская община с каждым годом сокращается на 6-7 процентов, абсолютно без прироста населения. Если в течение 10-15 лет сохранится подобная тенденция, то можно прогнозировать постепенное исчезновение племён афганских киргизов с территории Афганского Памира.


3. Демографические проблемы

Одной из самых серьёзных проблем афганских киргизов является наличие угрожающего дисбаланса соотношения мужского и женского населения.

По предварительным подсчётам достаточно достоверного характера наблюдается следующее процентное соотношение: мужчины составляют 66%; женщины – 34%.

Данная негативная тенденция усугубляется следующими моментами: пагубной практикой выдавать девушек в жёны близким родственникам, наблюдается кровосмешение и, как следствие, больное потомство; строгими мусульманскими и патриархальными нормами, которые дают возможность мужчине заводить несколько семей после уплаты выкупа (калыма) за невесту.

В условиях дисбаланса в киргизской общине зажиточные представители позволяют себе создавать 4-5 семей, когда рядовые скотоводы без возможности уплаты выкупа (калыма в размере 100 овец) за невесту не могут завести и одну семью.

Подобный гендерный дисбаланс в киргизской общине приводит к старению народности, когда смертность превышает рождаемость.


4. Наркотики

В период правления режима моджахедов в Афганистане началось массовое распространение и увеличение потребления гашиша и опиума (курение) в среде афганских киргизов.

На данный момент из менее 2000 афганских киргизов устойчивыми потребителями наркотиков является около 350 взрослых и трудоспособных киргизов. Это около 20% от общего числа киргизской общины и половина трудоспособного и активного населения.

В условиях устойчивой наркотической зависимости среди этнических киргизов афганские наркокурьеры расширяют зону распространения и масштабы поставок наркотического зелья в обмен на разводимый киргизами скот и живность. Несмотря на переносимые лишения и суровые условия жизни, распространение наркотиков в среде афганских киргизов стало настоящей трагедией. Распространение наркотиков в среде киргизов со стороны афганских наркопроизводителей поощряется, так как целые роды и айылы попадают в зависимость от поставщиков с вытекающими отсюда негативными последствиями.


5. Изоляция афганских киргизов

Основной причиной изоляции, кроме наличия естественных природных преград, труднодоступности и высокогорья района компактного проживания этнических киргизов, является жёсткий административный режим обеспечения государственной границы Афганистана с Таджикистаном, Китаем и Пакистаном и отсутствие политической воли по оказанию социальной поддержки афганским киргизам со стороны правительства ИГА (Исламского Государства Афганистан).

Возможным решением основных проблем этнических киргизов в Афганистане является реализация двух проектов:

  1. Создание режима свободной приграничной торговли афганских киргизов с сопредельной территорией Таджикистана.
  2. Восстановление грунтовой автомобильной дороги из Мургаба через плато Аличур в Малый Афганский Памир (в бытность коммунистического режима в Афганистане из Таджикистана в Малый Памир была проведена грунтовая дорога в военных целях).

Приграничная торговля создаст условия для генерирования собственных ресурсов общины и улучшения социального положения афганских киргизов и значительно ослабит зависимость кочевников от природных и стихийных бедствий.

Реанимация грунтовой дороги из Таджикистана на Малый Афганский Памир выведет из географической и политической изоляции афганских киргизов, создаст условия для строительства образовательных и лечебных учреждений, последовательно решит проблемы высокой смертности, низкой рождаемости и преодоления безграмотности. Немаловажным моментом является расширение возможностей гуманитарной поддержки в условиях наличия транспортных коммуникаций и подъездных путей.



Оглавление

COPYRIGHT © 2005-2014 | сопровождение сайта www.astramarketing.ru
Рейтинг@Mail.ru