ВАТАНЫМ
Об обществе
Правление
История
Программы
ТАТАРСКИЙ МИР
О газете
Структура
Архив
Редсовет
ВОСТОЧНЫЙ СВЕТ
О журнале
Структура
Архив
Редсовет
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПАРТНЕРЫ
АВТОРЫ
ПОДПИСКА

КИРГИЗЫ

"Нива", 1873 г., № 5

Киргизы – один из древних этносов Центральной Азии. Первое упоминание о киргизах в древних персидских и китайских источниках встречается в 201 году до нашей эры. История киргизов весьма запутанна и продолжает вызывать научные споры и интерес со стороны историков, этнографов и востоковедов.

Находящаяся ныне в Петербурге депутация Зайсанских и Усть-Каменогорских киргизов, в числе 16-ти человек, прибыла сюда с тем, чтобы засвидетельствовать Государю Императору верноподданнические чувства от имени первых, которые лишь четыре года тому назад стали русскими подданными, – и благодарность последних за дарованное им новое управление. Некоторые из молодых депутатов бегло говорят по-русски; двое из них кончили курс в кокпектской школе, а один выучился по-русски в доме своего отца.

Прожив несколько дней в ближайшей к вокзалу железной дороги гостинице, они перешли в наёмную квартиру на Гороховой, неподалёку от Каменного моста. Помещение это вовсе не роскошно, но вполне соответствует киргизским понятиям о комфорте. Самое лучшее в этой квартире для киргизов – отсутствие лестниц, которые, при тучности депутатов, составляют для них почти непреоборимое препятствие.

...

Бархат, яркоцветный атлас, шёлк, богатство золотых шнуров и позументов, шитые золотом ермолки, обложенные соболем шапки, блестящие сабли, цепочки и значки бияров (судей), большие золотые и серебряные медали – всё это производит необыкновенное впечатление.

До представления Государю Императору члены киргизской депутации почти нигде не показывались, кроме парада в Зимнем Дворце, а 7 января имели счастие представляться Его Величеству и до сих пор ещё на молитве повторяют милостивый ответ "Белого Царя" на их приветственные речи.

С 9 января они стали осматривать достопримечательности города, Исакиевский собор, музей Академии наук, фарфоровый завод и прочее. На печальную процессию выноса тела в Бозе почившей Великой Княгини Елены Павловны они смотрели из окон Инженерного замка – и надо было видеть, какое изумление вместе с восторгом выразилось на их лицах при виде Государя Императора, шествовавшего за гробом.

17 января депутация представлялась Великому Князю Владимиру Александровичу, в свите которого во время путешествия по степям в 1868 году находились некоторые из Усть-Каменогорских киргизов. Один из них, Ислам Алиханов, приветствовал Великого Князя по-русски от имени отца своего, бывшего султаном кокпетского уезда и имевшего счастие принимать у себя Его Высочество.

Когда-то называвшаяся Татариею, а в Средние века – Джагатаем, ныне эта местность носит имя Арало-Каспийской впадины. На пространстве 82 000 кв. миль эта впадина представляет один и тот же характер, одну и ту же самую грустную, самую пустынную картину. Негостеприимность этой страны такова, что ещё за двадцать веков до Рождества Христова Зороастр уверял, будто это есть ад, жилище Аримана; тут восседал на своём троне грозный дух зла, а семь князей тьмы поддерживали этот трон. И действительно, эта страна может показаться адом. Почва, составляя дно недавно высохшего моря, песчано-глинистая или солонцеватая, при отсутствии дождей и от чрезмерных летних жаров высохла до того, что негодна для земледелия. Кроме этого, эта твёрдая, растрескавшаяся почва перерезана громадными полосами совершенно пустынной земли, как-то чистыми солонцами, либо сыпучими песками; таким образом, места, годные для пастбищ, составляют оазисы, встречающиеся в более северной части низменности; попадаются и полосы плодородной земли и небольшие леса на холмах и горных отрогах, рассеянных по этой пустыне. Добавьте к сказанному невыносимый климат от 35° стужи – зимою до 50° жары на солнце и до 34° в тени летом; гибельные бураны зимою и даже ночи удушливые летом; вообразите, что здешняя зима одним только градусом теплее страшной зимы Новой Земли, – и вы получите почти полную картину этого грустного, отталкивающего края и вполне согласитесь с древним Зороастром в том, что если уже поселить где-нибудь дьявола, то лучшего для него места, как Арало-Каспийская впадина, не найдёшь!

Как ни негостеприимен этот край, как ни печальна должна быть жизнь в нём, а и он имел и имеет своих обитателей. Издревле кочевали здесь калмыки, вытесненные, в свою очередь, лет 250-300 назад, пришедшими с верховья Енисея другими кочевниками – киргизами, быт которых находится в полной гармонии с обитаемою ими страною.

Киргизы все кочующие. Пределами их кочёвок можно считать на севере часть Алтайских гор, р. Иртыш, потом так называемую Горскую Сибирскую линию от Иртыша до Тобола, или до Звериноголовской крепости, от неё до устья р. Уя, р. Табалу, далее р. Уель и р. Урал, начиная от Спасского форпоста до нижнего форпоста, потом р. Бердянку, Урал и Илек до устья последнего и, наконец, опять Урал. Другие пределы кочёвок, кроме северной, определить невозможно, потому что этот народ разгуливает по степи подобно ветру и так же, как ветер, неуловим.

Всех киргизов считается до двух с половиною миллионов душ, из этого числа 2 200 000 находятся в подданстве России, а остальные
300 000 либо кочуют независимо на Усть-Урте, либо признают власть Хивы, Бухары и Коканда.

Сами себя киргизы называют казаками, что на тюркском языке означает "бродяга". Кыргыз (киргиз) же называют себя кочевники совершенно иного племени, обитающие в окрестностях озера Иссыкюль (т.е. Иссты-кюль, – горячая зола) и южнее его за Тиан-шаном, у Кашгара и на нагорной площади Памир. Русские назвали первых киргиз-казаками, из чего впоследствии вышло киргиз-кайсаки, а потом, опустив слово кайсак, просто киргизами. Собственно же киргизов называют каракиргиз, потому что их монапы (правители) простого происхождения, а не белой кости, как султаны у киргиз-кайсаков; затем дико-каменными киргизами называют киргизов, кочующих в гранитных горах, их называют ещё и по-китайски: бурут.

Киргизы принадлежат к кавказской расе, потому что они относятся к турецко-татарскому племени. В состав русского государства вошли с XV и XVI столетия при царях Иоаннах III и IV. Но только при Петре Великом, когда началось систематическое наше влияние на Среднюю Азию, киргизы поступили в подданство России, в котором и остались до настоящего времени.

Киргизские ханы ещё в 1717 году обращались к Петру Великому с предложением принять их в подданство, но просьба их была оставлена без внимания; но когда конечные результаты изысканий о Средней Азии, совершённых по повелению Петра, утвердили его в выгоде иметь в ней полное русское влияние, тогда киргизские степи получили для России важное значение, представив собою лучший путь в Среднюю Азию.

В 1837 году султан Каип, в союзе с двумя батырями – Нестаем и Джуламаном, сильно волновали степь. В 1838 появилось ещё два батыря: султан Касым и сын его Кенисар.

При управлении Оренбургским краем Обручевым было предпринято устройство ряда укреплений по оренбургской степи, а в 1849 году началось заселение степи казаками. Результатом было то, что между киргизами водворён порядок, а набеги на нашу линию совершенно прекратились.

В 1857 году, при управлении краем Катенина, устремлено было всё внимание на то, что бы развить между киргизами хлебопашество, а следовательно и оседлость, которая решительно парализовала влияние Хивы на киргизов. Но смерть Катенина положила предел этим начинаниям, а изыскания по этому предмету в 1860 и 1864 годах обнаружили большие затраты, которые приходилось бы сделать, чтобы развить земледелие, потому что требовалось устройство огромных плотин, дабы дать возможность орошать поля. Наконец, после взятия нами Ташкента, Ура-тюбе, Джюзака и распространения наших пределов до Кашгар-Даванских гор, управление киргизами подвинулось вперёд – и киргизы разделены ныне на четыре орды, водворённые в следующих местах:

  1. Малая орда, в Тургайской области, в ведомстве Оренбургского генерал-губернатора;
  2. Средняя орда, или Сибирские киргизы, в Акмолинской области;
  3. Большая орда, или Дико-каменные киргизы, в Семиреченской области; и
  4. Букеевская, или Внутренняя, орда, собственно называемая киргиз-кайсацкая, на землях губерний Оренбургской, Самарской и Астраханской. Рынь-Пески – ставка хана.

Числительность киргизов простирается: до миллиона в первых трёх ордах и 80 000 человек в орде Букеевской.

Киргизы отличаются всеми свойствами полудикого народа. Религиозные понятия их очень невысоки, но они имеют представление об едином Боге. Хотя официально и считаются они мусульманами, но на деле почти не знают своих обрядов – и из пяти омовений (намаза) исполняют только утренние и вечерние молитвы. Религиозный индифферентизм киргизов мог бы быть сподручен при водворении между ними цивилизующего влияния.

Женщины их ходят с открытым лицом и не изъяты из общества. Многожёнство хотя и допускается, но как за жену надо заплатить выкуп – калым, то оно доступно только богатым. Жена умершего киргиза переходит к его второму брату; по смерти этого к третьему и т.д. по наследству, то есть она не свободна всю жизнь.

Договоры о браках совершают ещё в детском возрасте жениха и невесты. В расчёт берут равенство состояний, а не лет. О калыме отец невесты, в обществе всей родни, договаривается с сторонниками жениха. Кроме этого, жених должен закупить разными подарками мать невесты и всех её родственников. Дело сватовства длится иногда год и более. В это время брат невесты имеет право воровать у жениха что только ему угодно, но не попадаться; если же попадётся, то неловкий вор будет избит не на живот, а на смерть. В конце концов жених всё-таки обязан увести невесту насильно и опять расточать подарки её родным.

Наследство делится так: старший сын получает всё имущество отца, а другие сыновья получают только части из имения их матерей. По смерти мужа жена сохраняет своё приданое.

Имена детям даёт мать и может назвать ребёнка, как только взбредёт ей в голову; в этом случае совершаются такого рода курьёзы, что вдруг придёт в голову матери назвать ребёнка, например, "собачья нога", ну и слывёт он всю жизнь собачьей ногой.

Когда минет мальчику три года, мулла производит над ним обрезание.

По смерти киргиза жёны его должны плакать и голосить по покойному в течение целого года, ежедневно утром и вечером. Могилы киргизские устраиваются на возвышенных местах и украшаются мазарком, т.е. памятником, каким кто может. Через 40 дней после смерти делают поминки – на них непременно устраиваются байги, т.е. скачки, без которых не обходится ни одно празднество в Средней Азии.

Уважение к старшим сильно развито у этих номадов. На пирах почетнейшему лицу выказывается особенное уважение тем, что подавая ему чашку с мясом, в неё кладут голову зарезанного животного. Уважаемые лица за парадными обедами кормят из своих рук младших, кладя им мясо прямо в рот...

Слуги и нищие стоя или сидя ожидают, что им кто-нибудь из пирующих бросит кусок мяса или кость. Остатки пира, следовательно, принадлежат этой голодной братии и женщинам.

Кочевая жизнь требует и такого дома, который бы мог переноситься с места на место. Этому требованию вполне удовлетворяет юрта или кибитка; устройство её у всех кочевников одинаковое, а поэтому и не требует особого описания...

Пищу киргизов составляет сушёное просо, иногда отваренное в кобыльем молоке, что называется курт нан; чурек употребляется мало; по праздникам угощаются киргизы мелкими кусочками мяса, зажаренного в сале, что называется бешбармак (пять пальцев). Питьё – кумыс.

Одежда состоит из чапанов, т.е. длинных халатов из бумажной материи, армячины, а у богатых из шёлковой материи и бархата. Чапан надевается прямо на голое тело. Весьма недавно богатые киргизы начали носить рубашки, вроде носимых татарами. Шаровары делаются из бараньей кожи, вышитой яркими рисунками. Сапоги и иногда калоши – ичаг. Чапан опоясывается кожаным поясом, на котором находятся мешочки и сумочки с ножом, огнивом, гребнем и прочим. Этот пояс называется калта. На бритой голове находится тюбетей, т.е. маленькая ермолка, поверх которой летом надевается островерхий войлочный колпак, а зимою папаха мехом вниз. Женщины одеты почти одинаково с мужчинами. Голова, поверх шапочки, закутана в белое полотно вроде чалмы. Волосы заплетаются в мелкие косички и украшаются монетами и разными побрякушками. Такие же монеты, бусы и в особенности кораллы носятся на шее.

Оружие киргизов составляет найзя, т.е. длинная пика, клыч – сабля и мултык – ружьё; все это приобретается от русских. К оружию можно отнести и камча, т.е. нагайку, потому что она имеет до дюйма в диаметре и ею весьма легко убить кого угодно – стоит только дать добрый удар по голове.

Как все номады, киргизы – отличные наездники.

Киргизы склонны к цивилизации, и грамотность у них пускает уже ростки. В 1850 году устроена для них школа в Оренбурге; в 1861 году открыта новая школа в Троицке. Хотя ещё в 1858 году Высочайше разрешено устроить в степных укреплениях – Уральском, Оренбургском, в форте № 1 и Перовский – училища, но это ещё и поныне не кончено.

Хотя класс земледельцев – игинчей – существует искони, но земледелие не идёт между киргизами вперёд; не идёт потому, что соха внушает им отвращение, ещё более омерзительно для них в силу слов корана: "везде, где проникает это оружие (т.е. соха) – оно несёт за собою позор и рабство". Из этого выходит то, что только самые горькие бедняки берутся за земледелие и тотчас бросают его, как состояние их поправится.

Киргизы засевают преимущественно просо, как главный предмет их пропитания, затем пшеницу и ячмень для лошадей. Благодаря нашему влиянию они начали засевать рожь и картофель, который на Куван-Дарье родится очень хорошо.

Скотоводство распространено более, чем земледелие. Породы скота следующие: овцы, лошади, верблюды, рогатый скот, ослы и козы.

Порода овец одна: курдючная. Она делится на два вида: казак-кой – киргизская овца и узбек-кой – княжеская овца. Первая отличается лучшим качеством шерсти и превосходным мясом.

Лошади представляют так называемую киргизскую породу. Порода эта полудикая и отличается редкой сносливостию; кони могут пробегать по 100 вёрст без корма, воды и отдыха.

Верблюды двух видов: двугорбые и одногорбые. Киргизы скрещивают эти две породы – и тем улучшают.

Ослы весьма редки у киргизов и встречаются только у земледельцев.

Рогатый скот и козы разводятся в огромном количестве с недавнего времени и особенно между бедными, которые заменяют рогатым скотом лошадей, так как содержание его проще, а выгода значительнее.

Из особых обрядов киргизов заслуживают описание их похороны и их верования в чародеев.

Киргизы с усопшими погребают вместе и их оружие, могилы осыпают камнем и землёю, а иногда ставят над ними здания из дерева, дикого камня или землебитного кирпича. Посредине этого здания кладётся на ковре тело умершего; родственники и друзья покойного изъявляют знаки своего сокрушения и внимают молитве, читаемой муллою. Мулла прославляет добродетели усопшего, его богатство и храбрость. Спустя несколько дней после погребения наследник покойного обязан устроить пир, который ему стоит недёшево. Основанием праздника должна быть награда тем, которые, при огромном стечении народа, выйдут победителями из скачки, для которой каждый приготовляет себе лучшую лошадь, не исключая и самого наследника. Чтобы не было споров и распрей, избирают двух судей из самых почётных лиц.

Первому прискакавшему дают раба, второму – панцирь, третьему – верблюда, четвертому – красного сукна чапан и богатую шапку, а пятому – лошадь с седлом. Сверх этого, наследник имения обязан выставить народу лучшие сокровища покойного. Любимая лошадь усопшего должна стоять в самом богатом убранстве, покрытая чёрною попоною; на других верховых лошадях раскидывают лучшие одежды покойного, его оружие, ковры и т.п. Остальные вещи развешивают на протянутой верёвке: далее стоят его жёны, надрывающиеся от слёз, и его челядинцы, если они есть.

Этот обряд имеет целью показать всем присутствующим, что оставил по себе покойный в наследство, и тем упрочить его память и уважение к нему. Над кибиткою умершего ставится шест с чёрным полотном, как знак сокрушения об нём осиротелой семьи.

Киргизы твёрдо верят в чародеев, которые у них делятся на пять разрядов.

Первый разряд чародеев называется фалча; они предсказывают будущее по особым книгам и звёздам. Это искусство возводится в науку.

Второй разряд – ярупчи, предсказывают по бараньей лопатке. Для получения такой вещи из лопатки её надобно скоблить ножом, а не прикасаться к ней зубами: ибо в противном случае она не годится к чародейству. Если чародею предложат вопросы, или он сам что-нибудь задумает, то кладёт лопатку на огонь и ждёт, пока на плоской стороне появятся трещины, по которым он и делает свои предсказания. Киргизы уверяют, что ярупчи так сведущи, что знают, как далеко ушёл человек, отправившийся в путь.

Третий разряд – бакша, и киргизы более всех им верят. Если спросить у них совета, то они велят сперва привести хорошую лошадь, козла или барана для принесения в жертву, потом начинают петь заклинательные стихи, при чём бьют в такт в кобиц – волшебный барабан, обвешанный кольцами. Это продолжается с полчаса, потом убивается приведённая жертва, из которой кровь выпускают в особый сосуд; кожу чародей берёт себе, а мясо едят все присутствующие. Потом собирают все обглоданные кости, пестрят их синею краскою и бросают к западу от себя; туда же выливают выпущенную кровь. Потом колдун даёт ответы на вопросы.

Четвертый разряд – рамча. Рамча льёт коровье масло на огонь, и по цвету пламени предсказывает будущее; при этом также приносится жертва и совершаются заклинания. К этим волшебникам киргизы не питают особенного доверия.

Пятый разряд чародеев – джа-адугар, они очаровывали прежде невольников и пленных, которых имели киргизы. В силу их чар пленники не могли будто бы никуда уйти, а убегая, снова попадались в руки их хозяев. Чтобы достигнуть этого, чародеи вырывают у пленника несколько волос, спрашивают его имя и ставят посреди кибитки, на расчищенном и посыпанном золою месте, на котором обыкновенно раскладывают огонь; потом делают заговоры, и в это время приказывают пленнику трижды отступить назад, плевать на свои ступни и каждый раз выскакивать из кибитки. Наконец сыплют пленнику на язык несколько золы, на которой он стоял, и этим колдовство оканчивается.

И всему этому верится тепло и искренно – так присуща человеку вера в чудесное!



Оглавление

COPYRIGHT © 2005-2014 | сопровождение сайта www.astramarketing.ru
Рейтинг@Mail.ru